НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Построим умный город. Вопросы инновационного развития мегаполисов стали ключевой темой международного энергетического форума


Обсуждение актуальных вопросов развития современных городов стало главной темой пленарного заседания V Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики (ENES). Напомним, что организаторами ENES выступали Правительство Москвы и Министерство энергетики РФ, а местом его проведения в 2016 г. стал Гостиный двор. Заседание, открывшее работу форума, соcтоялось 23 ноября; в нем приняли участие Министр энергетики РФ Александр Новак, заместитель Мэра Москвы Петр Бирюков, представители ряда зарубежных мегаполисов, а также крупнейших российских и иностранных компаний. В роли модератора выступал старший партнер компании McKinsey&Company Ермолай Солженицын, а ключевая тема дискуссии была сформулирована так: «Совместными усилиями городов-лидеров к устойчивому развитию и инновациям».

Открывая пленарное заседание, Ермолай Солженицын объяснил повышенное внимание энергетического форума к теме развития городов быстрым процессом урбанизации. Так, в настоящее время доля городского населения в целом по всему земному шару составляет 54%, тогда как в середине прошлого века в городах жили лишь 30%. В России этот показатель значительно выше среднемирового – 75%. В ближайшие десятилетия доля городского населения в мире еще более возрастет, поэтому вопросы энергопотребления и энергосбережения в городском хозяйстве приобретают ключевое значение для всей энергетической отрасли.

Впечатляющий прорыв

Выступивший с первым докладом Александр Новак также подчеркнул роль урбанизации в развитии энергетики. В частности, он отметил, что энергопотребление в городах существенно выше, чем за их границами: так, на города (в которых, напомним, проживает 54% населения Земли) приходится 75% мирового потребления энергии. В этой связи все острее встают вопросы о том, как мегаполисам выдержать нагрузки в сфере энергетики и транспорта, обеспечив своим жителям комфортное проживание. В настоящее время общепризнанным решением этой проблемы является технология так называемого «умного города». Согласно распространенной в мире концепции, город может считаться «умным», если в нем реализовано не менее пяти из восьми следующих параметров: «умная энергия», «умные здания», «умная мобильность», «умные технологии», «умная инфраструктура», «умное здравоохранение», «умное образование» и «умная власть». (За каждым из этих терминов стоит целый ряд характеристик, связанных прежде всего с определенными инновационными решениями).

По словам министра, в ряде развитых стран энергопотребление не растет: это стало результатом использования энергосберегающих технологий. В настоящее время считается, что за счет внедрения этих технологий можно сэкономить до 30% всей энергии, а также до 15% воды и до 20% времени, которое люди тратят на проезд в транспорте. Александр Новак рассказал о ключевых направлениях государственной политики в области энергетики. В частности, одной из важнейших задач является повышение доступности энергетической инфраструктуры. По этому направлению Россия сделала впечатляющий рывок, резко поднявшись в международном рейтинге, составляемом Всемирным банком, со 143-го на 29-е место. (Заметим, что для стран с населением до 100 млн человек эксперты Всемирного банка оценивали ситуацию в одном ведущем городе, а для стран с населением более 100 млн – в двух городах; так что рейтинг России – это фактически оценка прорыва, совершенного энергетиками Москвы и Санкт-Петербурга). Кроме того, министр отметил национальную технологическую инициативу в сфере энергетики, поддержанную Президентом РФ Владимиром Путиным.

Дороги к новым агломерациям

Выступивший следом президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отметил, что благодаря использованию новых технологий расходы компании снижаются примерно на 1% ежегодно. В числе проектов на ближайшее будущее он упомянул разработку самого мощного в мире (и при этом экологически чистого) локомотива. А среди уже реализованных проектов особое внимание было уделено созданию Московского центрального кольца (МЦК). Президент РЖД отметил, что интерес москвичей к МЦК значительно превзошел планы компании. Так, предполагалось, что загруженность городской электрички через год после ее запуска составит 200–220 тыс. пассажиров в день, а на практике оказалось, что уже сейчас ежедневный пассажиропоток МЦК перевалил за 300 тысяч. Поезда «Ласточка», используемые на МЦК, были созданы в сотрудничестве с компанией Siemens, при этом 60% их производства локализовано на российской территории. Что касается планов на перспективу, то, по мнению Белозерова, ключевую роль сыграет высокоскоростной транспорт – поезда и электрички, едущие со скоростью около 350 км/час. Их широкое внедрение позволит создать новые, гораздо более крупные, чем сейчас, агломерации. Кроме того, высокоскоростной железнодорожный транспорт планируется использовать и на более длинных дистанциях – в Китай и в страны Евросоюза.

Генеральный директор ПАО «Россети» Олег Бударгин отметил активное развитие электросетевой инфраструктуры в последние годы. Примером для других регионов являются города лидеры – Москва и Санкт-Петербург. По словам Бударгина, если раньше, начиная с плана электрификации ГОЭЛРО, главной задачей было обеспечение электроэнергией крупных промышленных объектов, то сейчас необходимо обеспечить все без исключения категории потребителей. При этом требуется соблюсти и надежность, и безопасность, и эффективность работы сетей одновременно. Стратегия решения всех этих задач заключается в создании «умной сетевой инфраструктуры», которая позволяла бы учитывать и интересы генерирующих компаний, и интересы потребителей, и погодные условия и т.д.

Москва: итоги пятилетки

О столичных программах энергосбережения рассказал заместитель Мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Работа в городе ведется по всем направлениям. Так, например, по сравнению с 2010 годом за счет энергосбережения потребление газа снизилось с 28 до 22 млрд кубометров. А на некоторых объектах за счет использования светодиодов и других инновационных продуктов удалось снизить потребление электричества на 60%. Применение современных технологий позволило значительно сократить потери на электросетях ПАО «МОЭСК»: так, пять лет назад они составляли 17%, а сейчас – 7%. За тот же период аварийность в электросетях сократилась в 30 раз. А в тепловых сетях города с 2010 г. вообще не было крупных аварий. Петр Бирюков обратил внимание на то, что предельная мощность столичных теплосетей вдвое превышает текущие потребности города, а их инфраструктура обновляется на 2,5% ежегодно. Завершая свое выступление, заместитель Мэра отметил хорошее взаимодействие городских властей с Министерством энергетики РФ, что также способствовало достижению озвученных результатов.

В рамках пленарного заседания состоялись выступления иностранных гостей – Мэра ирландской столицы Дублина Брендана Карра и президента российского подразделения транснациональной корпорации Siemens Дитриха Меллера. В частности, Карр отметил, что для решения задач энергосбережения нужны не только инвестиции, но и знания, образовательные программы. Представитель Siemens в своем выступлении упомянул пять глобальных трендов, которые компания учитывает при планировании бизнеса: это изменение климата, изменение демографии (старение населения), глобализация, урбанизация и диджитализация (внедрение цифровых технологий). А в конце пленарного заседания Министр энергетики РФ вручил награды победителям конкурса проектов в сфере энергоэффективности.


Назад в раздел
ГеопроектизысканияМИЦСаториМД-групп
СоюзШкола