НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Наука и жизнь. На проведение единого государственного экзамена в текущем году дополнительно было выделено 63 миллиона рублей.


Представители Министерства образования с гордостью заявляют, что школьники этим летом безрезультатно штурмовали Интернет в поисках ответов на вопросы ЕГЭ-2014. Реже говорят о цене этого достижения, хотя она очень велика. По подсчетам депутатов Госдумы, в нынешнем году на его проведение было израсходовано почти в 4 раза больше бюджетных денег, нежели в прошлом. Кроме того, резко снизилась прозрачность связанных с ЕГЭ торгов.

Загадочная закупка

В начале апреля нынешнего года на федеральном сайте госзакупок было размещено извещение № 0373100018214000004. Заказ этот можно без каких-либо натяжек назвать беспрецедентным в истории российских тендеров: производилась закупка у единственного поставщика стоимостью 101,2 млн руб.

Раньше такое было невозможно представить, потому что ФЗ-94 накладывал жесткие ограничения. Государственная организация не могла в течение квартала закупить без объявления конкурентных торгов товары, услуги или работы более чем на 100 тыс. руб., в некоторых случаях эта сумма могла быть увеличена до 400 тыс.

После вступления в силу ФЗ-44 положение изменилось. Ограничение накладывается уже не в абсолютном размере, а в процентах от общего объема квартальных закупок. Поэтому учреждения с большим бюджетом теперь могут делать неконкурентные заказы на очень большие суммы.

Однако на фоне объявлений о других неконкурентных закупках извещение № 0373100018214000004 выделялось не только своим размером. В нем кроме стоимости контракта и сроков исполнения услуг больше не было никакой конкретики. Так, судя по строке «Наименование объекта закупки», заказчик намеревался получить некие «услуги специальной связи по приему, обработке, хранению, доставке и вручению грузополучателям отправлений, содержащих сведения ограниченного доступа». Но кто являлся грузополучателями, какие конкретно сведения им были нужны, о каких отправлениях шла речь, какие каналы связи предполагалось задействовать? Ответы на эти вопросы в извещении не содержались. Лишь в табличке «Информация об объекте закупки» говорилось, что услуги необходимы в количестве «1 шт.». Какие-либо уточнения и разъяснения отсутствовали. Складывалось впечатление, что речь шла о данных, составляющих военную тайну.

Поставим теперь себя на место потенциального участника тендера. Увидев весьма привлекательную сумму и не поняв, что же конкретно нужно заказчику, он попытался бы заглянуть в документацию. Но и тут его ждало бы разочарование. Ознакомиться с ней было невозможно по простой причине: в разделе «Документы о закупке» отсутствовали какие-либо файлы, кроме того же извещения, но только в виде печатной формы. Ни проекта контракта, ни технического задания, ни информационной карты – ничего.

Контракт был заключен в апреле нынешнего года. Кто выступил в качестве подрядчика, неизвестно: ни протоколов, ни каких-либо других документов, содержащих информацию об исполнителе заказа, в материалах тендера нет. Назван лишь заказчик, в качестве которого выступило ФГБУ «Федеральный центр тестирования». Это, конечно, кое-что проясняет: данное учреждение, согласно своему уставу, осуществляет организационное и технологическое обеспечение проведения Единого государственного экзамена. Значит, заказ был как-то связан с проведением ЕГЭ, но как именно?

Ответ на этот вопрос в самой тендерной документации искать бесполезно, однако его можно найти в стенограмме пресс-конференции «Анатомия ЕГЭ», которую не так давно провел руководитель общественного движения «Обрнадзор» Алексей Монахов. Отвечая на вопросы журналистов, он в числе прочего заметил, что «контракт на 101,2 млн был заключен на услуги спецсвязи по развозу контрольно-измерительных материалов (КИМов)».

В том, что речь шла именно о заказе № 0373100018214000004, сомневаться не приходится: на федеральном сайте госзакупок отсутствует какой-либо другой тендер с такой суммой контракта, который был заключен Федеральным центром тестирования.

Итак, договор был связан с доставкой в регионы контрольно-измерительных материалов, или, проще говоря, тестовых ответов. Нелегальной торговле ими и утечкам их в Интернет Министерство образования в нынешнем году объявило войну. Возможно, именно это обстоятельство и породило такую поистине военную секретность.

Война ценой 300 млн рублей

Однако у всякой монеты помимо орла есть и решка. Война с утечками привела к тому, что резко увеличились бюджетные расходы. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил в эфире радио «Вести ФМ», что на проведение Единого государственного экзамена в текущем году потребовалось дополнительно выделить 63 млн руб., тогда как изначально планировалось израсходовать только 600 млн руб. Причем, по словам заместителя премьер-министра Ольги Голодец, почти половина всех этих денег была израсходована на усиление борьбы с утечками ответов в Интернет.

– Существует целый разработанный план. Он включен в проект бюджета. На дополнительную информационную защиту ЕГЭ выделено 300 млн руб. Это конкретная мера для предотвращения нарушений. Будет больше вариантов ответов, и в случае утечки какого-либо из них он будет в режиме on-line заменяться на новый, – рассказала Ольга Голодец.

Однако беспрецедентные бюджетные траты на ЕГЭ – это еще не самое страшное. Гораздо опаснее другое: на заведомо неконкурентной основе проводились закупки на десятки миллионов рублей. Если это будет продолжаться в будущем, то с большой долей вероятности приведет к росту хищения казенных денег – ведь для коррупционеров нет лучшей среды,чем атмосфера секретности.

Заглянем в прошлое

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что и раньше во время проведения аналогичных закупок не отмечалось высокой конкуренции. Однако тогда торги были открытыми, по крайней мере формально.

Заглянем вновь на официальный сайт госзакупок и найдем там тендеры минувших лет, объявленные Федеральным центром тестирования и связанные с доставкой контрольно-измерительных материалов. Найти их несложно, так как наименование предмета торгов раньше никто не засекречивал: он был четко обозначен как «Обеспечение государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации экзаменационными материалами для проведения Единого государственного экзамена».

И в 2012, и в 2013 годах тендеры на развоз КИМ были организованы в виде открытых электронных аукционов. На сайте госзакупок размещались все необходимые документы: технические здания, информационные карты, разъяснения, протоколы, регламенты. К примеру, в минувшем году аукционная документация содержала подробнейшие сведения о предмете заказа. В задании на выполнение работ говорилось, что их необходимо провести в три этапа.

Вначале подрядчику нужно было провести подготовительные мероприятия, включающие в себя создание автоматизированных систем, которые обеспечивали бы взаимодействие с заказчиком, а также формирование файлов с графическим изображением элементов каждого индивидуального комплекта и базы данных уникальных идентификаторов. Затем предполагалось растиражировать контрольно-измерительные материалы для досрочного и основного периода ЕГЭ-2013.

На втором этапе подрядчик должен был доставить КИМ в субъекты России. Третий этап включал в себя тиражирование и доставку материалов для дополнительного периода Единого госэкзамена.

Тщательно расписывались требования к товарам, которые предполагалось использовать для экзаменов. Например, бумага для конвертов должна иметь плотность не менее 80 г/кв. м, видимо для того чтобы экзаменуемые не смогли разглядеть через нее вожделенные ответы. Помимо того, конверты должны удобно вскрываться, быть белыми, иметь формат не менее 324х229 мм, но не более 350х230мм. На них изготовитель обязан нанести информацию о зоне проведения экзамена, название предмета, дату и уникальные идентификаторы КИМ. Не менее подробные требования предъявлялись к водонепроницаемым доставочным пакетам и коробам для них, а также к бумаге для изготовления бланков КИМ. Последняя, например, должна иметь белизну не менее 150% CIE.

Еще более подробную информацию можно было почерпнуть в регламентах контроля изготовления экзаменационных материалов, работе с ними и их вручения грузополучателям. В информационной карте выдвигались требования к участникам аукциона. В отношении претендента на победу не должна проводиться процедура ликвидации или приостановления деятельности. Он был обязан подтвердить, что не имеет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды. Наконец, его не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков.

Итоги аукциона были подведены 29 января минувшего года. Как выяснилось, заявку на участие в них подал лишь один претендент – ООО «Информационно-почтовая служба М-Сити». С ней, как с единственным поставщиком, и был заключен контракт, цена которого не была снижена ни на копейку и составила 102 951 тыс. руб.

Наверное, этот момент, равно как и близкая по размеру стоимость контракта, сближает данный аукцион с закупкой нынешнего года. В остальном разница разительная: в одном случае все прозрачно, в другом – абсолютно нет.

Кстати, детально проработанной была и документация аукциона, проведенного в 2012 году. Начальная стоимость контракта составляла 102 956 тыс. руб. Претендовала на него тоже всего одна фирма – ЗАО «Формс технолоджи». Сбить цену также не удалось, но, возможно, такую задачу заказчик перед собой тогда и не ставил.

Бессмысленная победа

Итак, затраты на развоз контрольно-измерительных материалов в течение трех лет практически не менялись. Они не только не росли в номинальном выражении, но и ощутимо снижались, если принять во внимание инфляцию. Почему же тогда и депутаты Госдумы, и вице-премьер Ольга Голодец говорят об увеличении расходов на защиту от утечек КИМ? Ответить на этот вопрос несложно, если вновь заглянуть на федеральный сайт госзакупок и поискать там региональные торги, связанные с защитой материалов ЕГЭ-2014.

Например, 29 октября минувшего года управление образования Московской области объявило открытый аукцион, связанный с проведением Единого госэкзамена. Согласно техническому заданию, подрядчик должен оснастить экзаменационные помещения не только системами видеопротоколирования и видеотрансляции, но и оборудованием для выявления и блокирования передачи данных во время проведения ЕГЭ. Начальная стоимость контракта составляла ни много ни мало 161,5 млн руб. Значительная часть этих денег была выделена из федерального бюджета. Торги прошли 14 ноября. Победителем стал единственный их участник – ЗАО «Калуга Астрал». Цена договора, как и следовало ожидать, не была снижена ни на копейку. Похожие аукционы, хотя в основном и намного менее дорогостоящие, прошли и в других регионах России.

Не так давно руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о том, как прошел 29 мая Единый госэкзамен по русскому языку. Без шпаргалок дело, конечно, не обошлось. За использование написанных на бумаге ответов были аннулированы 172 работы и еще ровно столько же – за звонки по сотовым телефонам. Совпадение цифр, конечно, настораживает, но не будем выяснять причину его возникновения: анализ качества работы экзаменаторов лежит за пределами темы этой статьи.

Для нас гораздо интереснее тот факт, что утечек контрольно-измерительных материалов в Интернет не зафиксировано абсолютно. Значит, не зря были израсходованы 300 млн руб., выделенные на дополнительную защиту ответов ЕГЭ-2014.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
КапиталКростМосинжпроектМОЭСК
ШколаФондСбербанк