НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Капитуляция по собственному желанию. Чем объясняется внезапная отмена конкурса на строительство линии метро из Питера в Пулково?


В последних числах сентября на федеральном сайте госзакупок появилось извещение о долгожданном тендере. Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга объявил открытый конкурс на разработку проектной документации для строительства новой линии подземки. Стоимость контракта составляла 538 млн руб. Казалось, наконец-то решился давний спор о том, какой вид пассажирского сообщения свяжет город с аэропортом «Пулково» к чемпионату мира по футболу 2018 года: метро, легкорельсовый трамвай или аэроэкспресс. Однако прошла всего неделя с момента публикации извещения, как конкурс был отменен…
Что же послужило причиной столь неожиданного изменения намерений городских властей?


Метро, конечно, лучше…

Строительство новой линии метрополитена в любом современном мегаполисе – большое событие. Еще значимее оно выглядит, если линия прокладывается между городом и крупным аэропортом. И для тех, кто часто летает за границу или по стране, доказывать это не надо.

Еще в феврале нынешнего года питерский губернатор Георгий Полтавченко обратился в Министерство транспорта с просьбой увеличить до 34 млрд руб. инвестиции в развитие городской инфраструктуры к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. До этого предполагалось, что из федерального бюджета будет выделено 11 млрд руб. на компенсацию расходов ОАО «РЖД», связанных со строительством ветки аэроэкспресса, которая должна связать город с международным аэропортом «Пулково». Однако Георгию Полтавченко больше импонировала идея строительства линии метрополитена, и он ее пробивал всеми силами.

Губернатор аргументировал свой проект тем, что метро хоть и стоит дороже, но зато больше соответствует климату Северной столицы и нужнее горожанам. Преимущество его – в интервалах движения (всего 1,5 минуты), меньшем времени поездки от аэропорта до центра города (29 минут до метро «Площадь Восстания») и относительно низкой цене билета.

Сами себе не строители

Однако на ветку метро нужны деньги.

Из расчетов городского правительства, обнародованных в октябре прошлого года, ясно, что Санкт-Петербург не может самостоятельно поддерживать приемлемые темпы прокладывания линий метро в труднодоступные районы. Бюджет региона способен выделять на метрострой только 16–17 млрд руб. в год, тогда как необходимо не менее 30 млрд. Значит, без федеральных дотаций не обойтись. Их Полтавченко и пытался выбить.

В письме Минтрансу он настаивал на отмене строительства ветки аэроэкспресса и, соответственно, компенсации расходов ОАО «РЖД». Вместо этого Георгий Сергеевич просил федеральный центр стать участником программы софинансирования строительства линии метрополитена.

Верил ли Георгий Полтавченко в то, что деньги будут выделены? Конечно, чужая душа – потемки, однако можно наверняка утверждать, что губернатор настойчиво искал внутригородские источники финансирования строительства новой ветки.

Нынешней весной бюджет Санкт-Петербурга на 2013–2014 годы был заметно подкорректирован. В частности, на строительство Красносельско-Калининской линии выделено на 4,6 млрд руб. меньше, чем первоначально предполагалось. Хотя при этом 3,1 млрд руб. решено направить на возведение второго вестибюля станции «Спортивная», экономия полутора миллиардов налицо. Многие эксперты предполагали, что эти деньги будут направлены на строительство ветки до аэропорта «Пулково».

Эти предположения подтвердились: 23 сентября был объявлен открытый конкурс на разработку проектной документации для строительства означенной линии метро.

Где взять полмиллиарда?

Заказчиком выступил комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Однако нет ни малейшего сомнения в том, что конкурс был объявлен если не по инициативе, то уж, во всяком случае, при полном одобрении Георгия Полтавченко, – без ведома градоначальника столь масштабные тендеры не проводятся.

Начальная сумма контракта на разработку проектной документации равнялась 538 млн руб. Источником финансирования работ была названа казна Санкт-Петербурга. В документах конкурса не содержалось ни малейшего намека на участие федерального бюджета в этом проекте.

Работы планировалось провести в течение трех лет. В нынешнем году предполагалось израсходовать до 35 млн, в следующем – до 250 млн и в 2015-м – до 253 млн руб.

Официально ветка метро называется Кировско-Выборгской линией. В техническом задании конечными ее точками названы станции «Проспект Ветеранов» и «Пулково».

Между ними расположатся еще две – «Ульянка» и «Авиагородок». В каждой из них должно быть по два вестибюля.

Победитель конкурса должен провести инженерно-геодезические, инженерно-экологические и инженерно-геологические изыскания, сверхширокополосное зондирование и сейсморазведку, создать планово-опорную геодезическую сеть. Также необходимо составить генеральные планы строительных площадок, чертежи станций и депо, схемы земельных участков, провести анализ пассажирских потоков, найти основные технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения.

Станции «Ульянка», «Авиагородок» и «Пулково» необходимо соединить двумя однопутными тоннелями, сооружаемыми при помощи горнопроходческого механизированного комплекса. За час по каждому из них должны проходить 40 поездов, состоящих не более чем из восьми вагонов.

Заключительным аккордом стало бы прохождение всех предусмотренных законодательством государственных экспертиз и получение положительных заключений по ним.

Подвести итоги открытого конкурса предполагалось 31 октября нынешнего года.

Не исключено, что в результате соперничества между участниками цена контракта несколько уменьшилась бы, однако едва ли она опустилась бы ниже 500 млн руб.

Где город собирался взять эти деньги? На что рассчитывал Полтавченко, который, вне всякого сомнения, одобрил проведение конкурса? Ведь на момент объявления последнего не было известно, будут ли выделены 34 млрд руб., которые губернатор просил у федерального центра. Неужели столь опытный руководитель мог понадеяться на русский авось?

Сдача без боя

Не прошло и недели после объявления конкурса, как в Санкт-Петербургское УФАС поступила жалоба на действия комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. У ООО «Активстрой» возникли претензии к проекту государственного контракта, в котором было написано, что объемы и сроки выполнения работ могут быть изменены путем подписания дополнительного соглашения.

Этот пункт красноречиво свидетельствует о неуверенности заказчика в том, выделит ли федеральный центр деньги на строительство новой линии метро. Составители проекта госконтракта, вне всякого сомнения, понимали, что если город окажется один на один со столь масштабным проектом, то время его осуществления придется сильно растянуть.

Однако, вводя такую оговорку в текст документа, заказчик нарушал ст. 9 Закона о госзакупках, которая в подобных случаях запрещает изменять условия заключенного государственного контракта как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон.

Правда, в тексте ст. 9 и 65 ФЗ-94 перечисляются исключения из этого правила, однако разработка проектной документации для строительства линий метро в эти списки не входит. По этой причине руководство «Активстроя» посчитало, что заказчик нарушил Закон о госзакупках, и обратилось к антимонопольщикам.

Были у руководства фирмы и другие претензии. К примеру, оно сочло нарушением норм ФЗ-94 то, что в один лот были объединены инженерные изыскания и разработка проектной документации.

Ответные действия комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга оказались нетипичными для таких случаев. Его сотрудники с легкостью поступились честью своих мундиров. Они капитулировали, даже не попытавшись дать бой оппоненту.

Не дожидаясь того момента, когда комиссия УФАС рассмотрит жалобу «Активстроя», комитет приостановил размещение заказа всего через неделю после объявления конкурса, а на следующий день, 2 октября, и вовсе от него отказался.

Волей-неволей создалось впечатление, что жалоба послужила лишь поводом для отказа от тендера.

«Не успеем!»

Но почему вдруг его проведение стало нежелательным? В распоряжении председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Дмитрия Буренина, опубликованном на федеральном сайте госзакупок, не говорится ни слова о причине отказа от проведения открытого конкурса. Однако очевидно, что таковой не могла послужить жалоба «Активстроя».

Заказчику ничто не мешало дождаться решения комиссии УФАС, а затем внести изменения в проект контракта. Отказываться от проведения конкурса из-за сырости документации не было никакой необходимости. Значит, причина была в другом.

Вице-губернатор Марат Оганесян объяснил отказ от размещения госзаказа на проектирование ветки до аэропорта «Пулково» тем, что конкурс был объявлен преждевременно, поскольку срок действия проектной документации составляет три года. Иными словами, он дал понять, что линия не будет завершена к началу футбольного чемпионата мира 2018 года. Значит, строительство либо начнется позже, либо будет продвигаться медленнее, чем предполагалось ранее.

К слову, правительство Санкт-Петербурга не только отменило упомянутый выше конкурс. Марат Оганесян заявил о намерении городских властей отказаться от еще одного крупного госзаказа – на разработку проектной документации, необходимой для строительства Лахтинско-Правобережной линии от «Улицы Дыбенко» до «Юго-Западной».

Конкурс был объявлен 19 сентября. Начальная цена контракта составляла 375,7 млн руб.

Питерский губернатор, по всей видимости, окончательно разуверился в том, что федеральный центр выделит городу запрашиваемые 34 млрд руб., и изменил свои планы.

Ничего удивительного здесь нет. В стране начинается экономический спад, причем растет осознание того, что протекать кризис станет остро. Вводится режим жесткой бюджетной экономии, а у российского правительства есть проекты более важные, чем прокладывание пулковской линии к футбольному чемпионату 2018 года. На взгляд автора этих строк, такое объяснение отмены конкурса выглядит наиболее убедительным.

Правда, в Санкт-Петербурге распространены и другие версии. Например, в печать просачиваются разговоры о том, что окружение Георгия Полтавченко решило таким образом подставить председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Дмитрия Буренина – человека из окружения прежнего градоначальника, Валентины Матвиенко. Мол, этими интригами, желанием выставить высокопоставленного чиновника на смех и объясняется отмена дорогостоящих конкурсов.

Автор этих строк не силен в конспирологии и затрудняется как-либо комментировать подобные слухи. Одно лишь очевидно: нет большого смысла искать столь замысловатое толкование происходящего, если существует простое и очевидное.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ОЭКТеплоцентрстройЭнергокомплексСатори
СоюзАктивКапиталФУДШвабе