НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

На аукцион выставят аптеки. Москва реализует непрофильные активы


На торги выставлены акции «Московской аптеки». Кто будет новым хозяином управляющей компании фармацевтических предприятий, решится на аукционе, который пройдет в середине февраля.

Правительство Москвы продолжает реализовывать имущество из городской казны, выставляя на продажу непрофильные активы. Так, на середину февраля назначены торги по 100% акций ОАО «Московская аптека». Новый акционер будет определен по итогам торгов, которые состоятся 12 февраля 2015 года. Основание для проведения торгов – распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 02.12.2014 № 19413 «О приватизации принадлежащих городу Москве акций ОАО «Московская аптека». Начальная стоимость 1,186 млн обыкновенных именных акций составляет 499 млн руб. Размер уставного капитала предприятия – 284,87 млн руб. Величина повышения начальной цены (шаг аукциона) – 24,95 млн руб.

В отчете лотовой документации об оценке указаны сведения о 55 дочерних и зависимых обществах ОАО «Московская аптека». Согласно уставу общества, ОАО «Московская аптека» кроме фармацевтических оказывает услуги по доверительному управлению предприятиями фармацевтического комплекса Москвы, а также призвана проводить инвестиционную работу для решения общесистемных задач развития и расширения фармацевтического комплекса Москвы.

Следует отметить, что в собственности общества находятся два помещения в Южном и Восточном административных округах. Первый объект площадью 228 кв. м располагается по адресу: Варшавское шоссе, д. 65, корп. 1. Второе помещение площадью 358,6 кв. м находится на 16-й Парковой улице, д. 45. Также «Московская аптека» арендует помещение площадью 123 кв. м в Северо-Западном округе на ул. Василия Петушкова, д. 3, корп. 3, стр. 1.

История и конкурентное преимущество предприятия

В 2005 году Правительство Москвы приняло решение о приватизации мелких пакетов акций. Для этих целей было создано ОАО «Акционерный инвестиционный фонд акций «Московская аптека», которое в 2006 году было переименовано в ОАО «Московская аптека». Управляющей компанией фонд назначил «Профконсалт». В ее управлении и такие крупнейшие компании, как ОАО «Объединенная энергетическая компания», ОАО «Ландшафт» и др.

На сегодняшний день операционная деятельность ОАО «Московская аптека» заключается в управлении аптеками (в ее составе аптеки № 264, 168, 158, «Воробьевы горы», «Венера», «Черемушки», «У Крутицкого подворья», «ГОМ-7», «У ВДНХ»), и занимаемая ею доля рынка крайне незначительна.

Самые крупные конкуренты – это сетевые компании, такие как «Аптеки 36,6», «Ригла» и «А5 Group». У аптечных сетей есть целый ряд преимуществ – они обладают большей экономической стабильностью (что позволяет поддерживать низкодоходные и даже убыточные аптеки) и часто добиваются более выгодных условий при работе с поставщиками. У сетевых компаний больше возможностей для маневрирования ценами, внедрения новых форм работы, проведения эффективной маркетинговой политики, подготовки и удержания квалифицированных кадров. Сети имеют преимущество и при организации лекарственного обеспечения по льготным рецептам. В то же время эксперты отмечают, что выгоды, полученные от расширения сети, порой не окупают расходы. Наличие стандартного ассортимента и единых цен часто не позволяет учесть локальные потребительские предпочтения и адаптироваться к специфике местного рынка.

У одиночных аптек свои проблемы, которые нередко возникают уже на этапе создания бизнеса в связи с высокими первоначальными затратами. Имеют место и недостаток оборотных средств, и трудности с поставщиками из-за низких объемов, малого количества заказов и несвоевременных расчетов по товарному кредиту.

Некоторые предприятия идут по пути создания социальных аптек или дискаунтеров, другие предпочитают использовать дисконтные карты, системы бонусов и скидочные акции. Широко используется и такой инструмент, как дифференциация наценки: аптека может выборочно увеличить наценку в дешевом или, наоборот, дорогом сегменте, в отделе косметических средств или детского питания и т.п.

Небольшие сети, к которым относится ОАО «Московская аптека», обладают преимуществами, присущими крупным сетям: возможностью маневрирования персоналом; достаточными финансовыми и материальными ресурсами, что позволяет более гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, а благодаря объему производимых закупок – активно пользоваться маркетинговыми и ценовыми преимуществами, предоставляемыми поставщиками продукции и услуг.

Например, по результатам деятельности общества за 2011 год в качестве управляющей организации можно выделить основные достижения: ОАО «Московская аптека» стало членом некоммерческого объединения Ассоциации независимых аптек и Российской ассоциации аптечных сетей. Проводилась оптимизация бизнес-процесса аптечной деятельности, а именно: внедрены современные информационные технологии, шла постоянная работа, связанная с контролем качества реализуемой продукции. Был разработан для каждой аптеки индивидуальный широкий ассортимент и ценовая политика, направленные на увеличение продаж и прибыли, оптимизированы коммерческие расходы, организована централизация заказов и доставки товаров, проведены маркетинговые исследования рынка и определена стратегия развития. Помещения аптек приведены в соответствие с требованиями Федерального закона «О защите инвалидов». Внедрена система мотивации фармацевтических работников, разработаны регламенты, обеспечивающие нормальное функционирование аптек.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
МД-группЭнергокомплексМОЭСКГлавУПДК
RaexpertКоминвест-АКМТМОСПРОМСТРОЙПНС