НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Оборону Севастополя» восстановят


Фрагменты уничтоженной панорамы отреставрируют до конца года

Конкурс на проведение реставрационных работ размещен на сайте госзакупок. Победителю предстоит отреставрировать два фрагмента художественной панорамы: «Атака» (высота 125 см, длина 336 см); и «Левее Юферова» (высота 245 см, ширина 630 см). Победителю предстоит начать реставрационные работы уже в августе и завершить их до конца года.

Требуются специалисты

Подать заявку на участие можно до 16 июля 2019 года. Заказчиком реставрации выступает ГБУК города Москвы «Музей-панорама «Бородинская битва». Начальная максимальная цена аукциона – 8 млн 430 тыс. руб. Компания, которая займется реставрацией, будет выбираться не только по ценовому критерию, заявил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. Работа с предметами искусства, по словам руководителя ведомства, требует особой тщательности и соответствующего опыта, поэтому будут учитываться квалификация сотрудников и наличие необходимого оборудования.

– Традиционно такие закупки вызывают интерес узкопрофильных специалистов. С начала прошлого года и по настоящее время в среднем по два участника претендовали на схожие закупки, – говорит Геннадий Дёгтев.

Реставрация пройдет в три этапа

Согласно техзаданию, победителя аукциона ждет довольно много работы. Предполагается, что все реставрационные процедуры будут разбиты на несколько этапов. На первом этапе предстоит осуществить подготовительные мероприятия. В том числе распаковку памятника станковой живописи. Обращает на себя внимание факт, что эта операция в техзадании выделена отдельной строкой, что только подчеркивает ее ответственность.

Затем требуется произвести отбор проб красочного слоя и грунта со вставок и с авторской живописи, осуществить анализ связующего авторского грунта, красочного слоя живописи, а также состава защитного покрытия лака. По результатам исследований необходимо составить отчет. После отчета – подготовить развернутые аннотации к графическим и иллюстративным материалам. Только после этого предполагается возможность приступить непосредственно к реставрации.

На втором этапе реставрационных работ планируется осуществить аварийное укрепление грунта и красочного слоя. Следующая операция – демонтаж картины из рамы. Потом – из подрамника. Затем – устранение прорывов, восполнение утрат холста. После этого – удаление загрязнений с тыльной стороны картины. Все вышеперечисленные операции – это необходимые первоочередные меры по консервации полотна. Далее – устранение раздублирования и деформации основы, удаление стойких поверхностных загрязнений с лицевой стороны картины, утоньшение лака, удаление записей, заходящих на авторский красочный слой, и восковых мастиковок.

Третий, завершающий этап реставрации включает в себя: общее укрепление красочного слоя и грунта, подведение реставрационного грунта. Итог – изготовление экспозиционного подрамника, натяжка картины на новый подрамник, нанесение защитного покрытия, тонирование утрат, выравнивание защитного покрытия и, наконец, упаковка памятника.

По итогам проделанных работ должен быть составлен «реставрационный паспорт». Особо подчеркивается – реставрация производится только на основе методов и с применением реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в одном из специализированных реставрационных учреждений системы Минкульта РФ. Перед началом работ либо в их процессе проводятся необходимые технико-технологические и биологические исследования. Порядок выполнения работ утверждается реставрационным советом с привлечением представителя музея.

По окончании работ исполнитель предоставляет заказчику отреставрированные предметы, реставрационные паспорта установленного образца с описанием способов и методов реставрации предметов.

Согласно условиям техзадания, требуется производить фотофиксацию произведения до, в процессе и после реставрации.

Безопасность за счет реставраторов

В качестве сопутствующих работ на исполнителя возлагается обязательство за свой счет обеспечить страхование фрагментов панорамы от всех рисков по формуле «от гвоздя до гвоздя» – на период транспортировки, включая упаковку/распаковку, погрузку/разгрузку, и времени нахождения предметов вне места постоянного хранения в соответствии с международной практикой страхования произведений искусства. В числе страховых случаев перечисляются – войны, диверсии, забастовки, локауты, народные волнения, массовые беспорядки, террористические акты на период транспортировки.

Выгодополучатель по договору страхования – Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музей-панорама «Бородинская битва». Кроме того, для реставрации исполнитель должен предоставить помещение, соответствующее требованиям «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» от 17.07.1985. Оно должно соответствовать температурно-влажностным условиям и световому режиму, иметь противопожарную систему. Обязательное условие – обеспечение круглосуточной охранной сигнализацией, гарантирующей безопасность фрагментов панорамы и исключающей возможность проникновения в помещения реставрационных мастерских посторонних лиц.

Драматическая судьба панорамы

Как заявил директор ГБУК г. Москвы «Музей панорама «Бородинская битва» Владимир Преснов, переданные на реставрацию предметы искусства имеют драматическую судьбу.

– Оба фрагмента являются частью грандиозного полотна «Оборона Севастополя», длина которого составляет 115 м, а высота – 14 м. Во время войны, в 1942 году, в здание, где находилась панорама, попал снаряд и вспыхнул пожар. Своим спасением панорама обязана морякам, которые отрезали уцелевшие части полотна и вынесли их из разрушенного здания. Восстановить полотно полностью, к сожалению, не удалось, и панорама была написана заново. Те два фрагмента, которые отправятся на реставрацию, были в 1965 году переданы Музеем обороны Севастополя в дар нашему музею, – говорит Владимир Преснов.

Напомним, «Оборона Севастополя» была написана Францом Рубо в 1904 году. Во время Великой Отечественной войны и в последующем она была практически уничтожена. 25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город.

В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбежкой немецких самолетов ценный груз удалось доставить в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м2, однако состояние полотна исключало возможность его реставрации.

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в план восстановления народного хозяйства СССР. 16 октября 1954 года к 100-летию первой героической обороны Севастополя панорама вновь была открыта.

Текст: Михаил Макаров



Назад в раздел
МОЭКМосгазОЭКГеопроектизыскания
МОСПРОМСТРОЙАБЗ