ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Умный госзаказ. В Москве разработана система инновационных закупок


Не так давно в Москве прошел Международный конгресс предпринимателей, на котором ГБУ «Сервисный центр» представил систему закупок инновационной продукции. По словам разработчиков, она поможет стимулировать развитие технологий, а также прикладной науки в России.


От теории к практике

Теоретическими разработками наша наука славилась всегда. Но от мысли до ее воплощения в конкретную вещь или технологию дорога может занять многие годы, и, как показывает практика, далеко не все способны ее преодолеть. Вот почему так важно заметить перспективную разработку и довести ее до рынка, то есть продвинуть. Однако в настоящий момент с этим наблюдаются определенные проблемы.

Дело в том, что после развала СССР примерно 60% конструкторских бюро прекратили свое существование, в связи с чем результаты прикладной науки не доводились до рынка. В результате Россия попала в зависимость от импорта почти по всем направлениям, начиная от медицинского оборудования и заканчивая комплектующими для военной техники.

Технологическая безопасность страны оказалась под угрозой.

– Не так давно Минпромторг предложил закупать медицинскую продукцию только в России, – рассказывает директор ГБУ «Сервисный центр 44» Данила Шапошников. – Это очень хорошо, но по некоторым позициям есть проблемы, так как у нас производится не вся нужная техника. А о той, что производится, можно сказать, что она в большей степени является продукцией более низкого технологического уровня. Догнать передовые страны в этой отрасли мы можем только через 10 лет, когда появятся соответствующие инновационные производства. Но для этого нужно одно условие – устойчивый спрос на продукты этих производств со стороны государства.

Для начала возрождения отечественных высокотехнологичных производств органы госвласти должны сформировать четкий запрос, так сказать, сформулировать государственное задание для научного сообщества и инновационных компаний. Для этого в Тендерном комитете и ДНПП разработали целую систему закупок инновационной продукции.

В качестве юридической базы мы используем Федеральный закон № 44-ФЗ, который впервые вводит в закупочную деятельность понятия «инновации» и «стимулирование инноваций». Также существует государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», утверждающая некоторые параметры развития экономики.

В числе прочего тут определено количество инновационной продукции, которое должно производиться в РФ, каким должен быть глобальный инновационный индекс страны. Кроме того, в нашей работе мы опираемся и на соглашения, которые были заключены между Правительством Москвы и Российской академией наук.

В качестве пилотной площадки для реализации системы инновационных закупок Москва выбрана не случайно. Москва – это флагман, она подает пример, действует под особым контролем президента.

На сегодняшний день в столице главными драйверами развития инновационных технологий являются Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства и Департамент по конкурентной политике.

Критерии и списки

Для чего же нужны инновационные закупки?

– Инновации – это единственный способ найти средства для внедрения чего-то, что улучшает качество жизни населения, – полагает заместитель руководителя направления ГБУ «Центр инновационного развития» Станислав Ражковский. – Также это способ сэкономить деньги.

У инновационной закупки есть несколько критериев. Экономическая эффективность – главный критерий, по которому продукция относится к приоритетной, как мы ее называем, потому что у слова «инновации» много значений. По словам эксперта, если в течение контракта жизненного цикла использование приоритетной продукции дает ощутимую экономию бюджетных средств, то именно ее и нужно закупать, пусть она даже стоит дороже менее современных аналогов.

Еще одним критерием приоритетной закупки является ее социальная значимость. Это более сложный критерий, чем экономическая эффективность. Этот критерий показывает уровень комфорта, который испытывает общество от внедрения данной технологии, товара или услуги. Например, низкопольные трамваи. Они стоят дороже, чем обычные, но значительно удобнее в использовании, например, для маломобильных групп населения или, скажем, для мам с колясками.

Третьим же критерием инновационной закупки является экологическая эффективность. Например, это может быть электродвигатель или двигатель на топливных элементах. Ведь чем меньше выбросов, тем меньше город тратит денег на очистку воздуха и воды, на лечение своих граждан.

– Чтобы закупка была признана инновационной, необходимо подать заявку в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства и копию заявки в подведомственное ему учреждение «Центр инновационного развития» (ЦИР). После этого проводится независимая экспертиза заявленных продуктов.

В рамках проведения экспертизы формируются технические требования к данной продукции. Определяются технические параметры, благодаря чему эта продукция является приоритетной. После ЦИР готовит материалы для заседания комиссии, сформированной из представителей органов власти, общественных организаций и институтов развития. На комиссии рассматриваются предложения и принимается решение о включении или невключении этой продукции в специальный список, – рассказывает Станислав Ражковский. – Этот список называется «Перечень приоритетных продуктов и технологий для использованния в городском хозяйстве». Он существует с 2012 года, однако пользоваться им было сложно.

На сегодняшний день мы провели работу по совершенствованию нормативной базы и привели Перечень к международному стандарту, по которому можно оценивать продукцию. В список были добавлены такие показатели, как технические характеристики продукции, показатели эффективности, отрасль, в которой может применяться та или иная продукция. В результате список стал удобным для заказчика. Работая с ним, заказчик может сразу понять, где продукция, которая может быть ему полезна. Скопировав из этого списка минимальные технические требования, на их основе заказчик может проводить торги.

После этого заказчик может сказать, что он закупил инновационную продукцию, потому что в Перечне уже содержится объяснение, почему эта продукция является таковой. Мы сейчас не можем внедрить демократическую систему поддержки инноваций, потому что это очень сложно. А вот когда есть административное требование закупки инноваций и есть четкие инструменты контроля по итогам года, то это будет более действенным механизмом.

В настоящее время идет активный процесс внутреннего лоббирования по изменению кодификации, применяемой в справочнике. Дело в том, что в Москве применяется Код продукции государственного заказа (КПГЗ). Проблема его состоит в том, что даже кодовое обозначение самого низкого уровня не вполне раскрывает инновационность товаров, несмотря на то что КПГЗ является на сегодняшний день самым удобным классификатором в РФ.

– Даже он не позволяет четко выделять инновационные закупки. Например, есть код «Ручки». Он четко выделяет их из канцелярских товаров. Но на самом низшем уровне, скажем, «ручка синяя», «ручка автоматическая» и какая-нибудь «ручка с исчезающими чернилами», которая является инновационной продукцией, будут обозначены одним кодом, – говорит Данила Шапошников.

Позиция города заключается в том, что необходимо контролировать объем закупаемой инновационной продукции. Существующий код не позволяет этого сделать. С его помощью мы можем узнать, сколько всего было закуплено ручек, но мы не сможем узнать, какое количество пришлось на закупку инновационных.

Мы намерены инновационным позициям присваивать собственный код. В настоящий момент инновационный код присвоен 20 позициям. Он представляет собой обычное кодовое обозначение, только через точку в нем появляется дополнительная цифра. Внедрение этого кода, с одной стороны, уже не позволит маскировать под инновационные обычные закупки, а с другой – чтобы все же выполнить норматив, у заказчика будет стимул вносить в Перечень инновационной продукции то, что им действительно нужно. Пока система работает в пилотном режиме, но в ближайшее время каждая инновационная позиция получит свой код.

Новый инструмент

Данная кодификация позволит организации-заказчику четко планировать свои закупки, как того требует ФЗ-44, а с другой стороны, сильно упростится составление отчетности по количеству реально закупленной инновационной продукции.

– Мы до сего дня отчитывались в том, что закупается много инновационной продукции, намного больше обязательных 5%, однако картина была необъективна. Но иначе было нельзя, потому что другого инструмента для составления отчетности просто не было. Теперь же, с введением специального «инновационного кода», этот инструмент у нас появился, и по итогам следующего полугодия мы увидим, сколько реально закупается инновационной продукции, – обещает Данила Шапошников.

Все это, как надеется эксперт, позволит раскрутить маховик появления инновационной продукции. Вращение этого маховика приведет к тому, что ученые и научные коллективы увидят перед собой реальную перспективу, поймут, что плоды их интеллектуальных усилий можно воплотить в жизнь и они способны принести пользу обществу. Иными словами, появится реальный стимул производить какие-то новые товары, услуги, технологии и доводить их до рынка. И если государство применит такой инструмент развития инноваций, то это будет свидетельствовать о серьезности его намерений, о том, что власти реально заинтересованы в развитии прикладной науки. Надо сказать, что это уже проторенная дорожка, по такому же пути в свое время прошли США, Германия и другие развитые страны.

– Задача заставить формально вносить товары в Перечень инновационной продукции, а потом их закупать, не стоит, мы надеемся начать публичное обсуждение того, что действительно необходимо городу, чтобы те, кто производит инновации, почувствовали свою нужность, – считает Станислав Ражковский. – Перечень открыт, и его могут изменять все заинтересованные лица.

Сейчас мы налаживаем продуктивное сотрудничество с Департаментом градостроительной политики, который уже сильно продвинулся в плане внедрения инноваций, запустив собственную процедуру определения приоритетной продукции.

Представители департамента приглашают производителей новой продукции, проводят внутренний отбор на предмет того, насколько тот или иной образец интересен для города. После этого они заставляют самых перспективных производителей защищать свои проекты перед экспертами.

В ходе обсуждения часто возникают жесткие, но конструктивные споры.

В этом департаменте есть свой реестр инновационных продуктов, сейчас мы его синхронизируем с общегородским.

Помимо этого у них есть внутренняя процедура, когда позиции из их реестра попадают в территориально-сметные нормативы, используемые в реальных проектах.

– Девелоперы при составлении проектно-сметной документации прямо оттуда берут необходимые материалы, технологии и услуги. После этого объявляется закупка с заданными техническими условиями. И не надо ничего искать. Вот продукт, у него есть нормативы, стоимость, которая каждый месяц уточняется. Можно брать и использовать, – рассказывает Станислав Ражковский.

По мнению экспертов, в столице на примере строительной отрасли существует и реально работает механизм инновационных закупок.

Смелые планы

В ближайших планах ГБУ «Сервисный центр 44» стоит развитие закупок, которые прогнозировали бы потребности города на несколько лет вперед. Это будет происходить следующим образом. На первом этапе заказчик определяет какие-то-проблемные места, которые существуют в сфере его деятельности и которые можно решить с помощью технологий. Это может быть что угодно, например, шумоизоляция стен, пожарная безопасность потолочных перекрытий, розеток, коробов и т.д. Таким образом, сформируется целевой запрос для технологических компаний.

– Мы пока работаем над формой подобного запроса. Могу сказать лишь, что это будет некий документ, который гарантирует, что решение будет найдено и доведено до степени коммерческого продукта, который будет закуплен, – говорит Данила Шапошников. – В целевом запросе будут сформированы технические требования и характеристики нужной городу продукции, а не те, которые может предоставить поставщик. Если разработчики захотят получить этот контракт, то они должны привести имеющиеся у них образцы к тем параметрам, которые определяет городской заказчик.

На втором этапе будет производиться отбор стартапов на предмет соответствия указанным требованиям.

Мы их всех приглашаем, проводим некую экспертизу. Предположим, что пять компаний из 20 пришедших к нам со своими решениями имеют шансы дорасти до целей и задач города. После выдачи соответствующего заключения эти пять компаний должны будут довести свои разработки до стадии предпромышленного образца. Для этого, разумеется, необходимы инвестиции. Однако принципиальная позиция города состоит в том, что бюджетом нельзя оплачивать научные разработки, государственные деньги должны тратиться только на конкретный продукт, полностью соответствующий заявленным критериям.

Мы заключим соглашения с частными грантодателями и инвесторами, бизнес-ангелами, которые понимают, что проект, который им предлагается проинвестировать, уже вошел в целевую программу закупки города, то есть одно из этих решений точно будет закуплено. Задача инвестора – провести собственную экспертизу и вложить средства в наиболее перспективную разработку. Риски инвесторов при этом сильно снижаются, потому что заказ получит тот, кто предоставит лучшее решение.

Следующий этап наступает, когда продукция доводится до предпромышленного образца. Выпускается ограниченная партия товара, которая должна быть испытана в городе в реальных условиях.

Из пяти решений, участвовавших в испытаниях, выделяются два, которые уже и будут участвовать в госзаказе.

Но для того чтобы принять участие в тендерах, нужно организовать пилотное производство уже промышленных образцов. Инвестиции на этом этапе еще больше, чем на предыдущем, но, с другой стороны, рисков для инвесторов еще меньше, потому что кто-то один точно получит заказ.

После получения промышленного образца делается госзаказ и осуществляется закупка. С помощью этой программы мы можем стимулировать создание наукоемких производств. Но это задача на годы.

Вот чем мы будем заниматься.

Надо сказать, что первым похожую систему организовал «Росатом». В корпорации говорят, что через несколько лет там будут закупать продукцию с такими-то характеристиками, которой на данный момент нет на рынке. И те, кто заинтересован в сотрудничестве, предоставляют решение.

– Мы хотим создать подобную систему в городе, а потом распространить ее на всю страну.

Проблема в том, что в городе организовать систему инновационных закупок сложнее, потому что тут много центров принятия решений. Но, с другой стороны, здесь и множество возможностей для создания качественных продуктов, – говорит Данила Шапошников.

Надо сказать, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Например, в Москве уже давно и успешно функционирует при Тендерном комитете Портал поставщиков. Этот портал отвечает за маленькие закупки, однако за прошлый год объем торгов на нем составил 16 млрд руб.

– На Портале поставщиков мы обязательно реализуем наши решения. Поставщики и заказчики смогут видеть продукты, которым присвоен инновационный индекс, – говорит Данила Шапошников. – С помощью портала они смогут, с одной стороны, отчитываться в правильном проведении инновационных закупок, а с другой – улучшать характеристики, экономить ресурсы и делать прочие полезные для города вещи.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел