ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

В поисках конкуренции


Минфин провел мониторинг применения 223-ФЗ за 2017 год.

Министерство финансов РФ подготовило и опубликовало обзор «Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2017 году». Документ содержит информацию о произошедших в прошлом году законодательных изменениях, большое количество статистических данных о закупках и заключенных договорах, а также сведения о контроле закупок со стороны Федеральной антимонопольной службы – ФАС. Согласно оценке Минфина, более 96% закупок по 223-ФЗ являются неконкурентными, а общее количество закупочных процедур перевалило за пятитысячный рубеж. Между тем использованные методы подсчета числа способов закупки и их деление на конкурентные и неконкурентные вызывают споры в экспертной среде.

Законодательные изменения

Перечисляя произошедшие в прошлом году изменения федерального законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц, эксперты Минфина в первую очередь упомянули масштабную реформу, осуществленную в связи с принятием Закона № 505-ФЗ. Речь идет о делении закупок на конкурентные и неконкурентные; установлении условий, при которых закупка признается конкурентной; исчерпывающем перечне процедур и других требованиях к спецторгам среди субъектов малого и среднего предпринимательства – МСП; новых требованиях к электронным торговым площадкам – ЭТП; расширении количества оснований для обжалования в ФАС и т.д. Кроме того, был отмечен закон, установивший право государственных и муниципальных унитарных предприятий аптечной отрасли осуществлять закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Большинство упомянутых в документе изменений правового регулирования закупок было введено путем принятия постановлений или распоряжений Правительства РФ.

В обзоре Минфина был отмечен целый ряд решений Кабинета министров, направленных на расширение доступа субъектов МСП к закупкам (увеличение количества заказчиков, обязанных проводить закупки у МСП, утверждение новой формы годового отчета о закупках у МСП, повышение с 2018 года доли спецторгов среди субъектов МСП в годовом объеме закупок до 15% и т.д.). Кроме того, в документе были упомянуты: постановление Правительства РФ, устанавливающее приоритет российских товаров, работ, услуг перед иностранными при осуществлении закупок; постановление Правительства РФ, временно приостанавливающее включение сведений о поставщике и о договорах с субподрядчиками в реестр договоров; несколько распоряжений Правительства РФ, дополнивших списки унитарных предприятий, работающих в сферах защиты прав и интересов граждан, обороны и безопасности государства, которые имеют право осуществлять закупки по 223-ФЗ.

Статистика закупок

По данным Минфина на 31 декабря 2017 года в Единой информационной системе госзаказа – ЕИС было зарегистрировано 90 650 организаций, подпадающих под действие 223-ФЗ; 4233 из них зарегистрировались в прошлом году.

По состоянию на ту же дату в ЕИС было размещено 77 426 положений о закупке (из них 2854 – в 2017 году).

Не разместившие положения заказчики обязаны закупать согласно нормам закона № 44-ФЗ. За все время действия Закона № 223-ФЗ в ЕИС было размещено свыше 5,8 млн извещений о закупке на общую сумму более 109 трлн руб.

А в 2017 году в ЕИС было размещено 1 379 040 извещений о закупке общим объемом порядка 27,2 трлн руб. По сравнению с 2016 годом (1 532 393 извещения на 25,8 трлн руб.) это на 10% меньше по количеству, но на 5% больше по объему. По данным на конец прошлого года, торги по 223-ФЗ проводились на 188 ЭТП, интегрированных с ЕИС. За весь период действия закона на них было проведено около 2,1 млн закупок. При этом 99% от количества закупок пришлось на 49 ЭТП; на 82 ЭТП в совокупности было проведено лишь около 11 тыс. закупок, на 15 ЭТП – по одной закупке и на 42 – ни одной. Такие цифры говорят о явно избыточном количестве ЭТП. Объем электронных закупок в 2017 году составил 7,2 трлн руб. (27% от общего объема извещений). При этом 53% от этого объема пришлось на первую тройку площадок: ЭТП ОАО «РЖД» (1,472,9 млрд руб.); ЭТП «ТЭК-Торг» (1 466,6 млрд руб.); АО «ЕЭТП» (901,5 млрд руб.). Заметим, что на первых двух из них не проходят торги по 44-ФЗ, а третья аккредитована для размещения госзаказа.

Согласно оценке Минфина, 96,5% закупок являются неконкурентными: сюда входят 31,1% закупок у единственного поставщика и 65,4% закупок, осуществляемых «иными способами». К конкурентным закупкам Минфин отнес открытые конкурсы – 1,9%, электронные аукционы – 1,2% и запросы котировок – 0,4% (почему сюда не попал запрос предложений, отнесенный к «иным способам», непонятно). Отметим, что, по сравнению с 2016 годом, уменьшилась доля закупок

у единственного поставщика и доли всех конкурентных закупок, а увеличилась доля «иных способов». Что касается количества «иных способов», то в Минфине их насчитали более 5 тыс. Между тем заметим, что, по мнению некоторых экспертов, подобные цифры говорят лишь о методе работы поисковых систем Минэкономразвития и Минфина, тогда как на самом деле и в России, и в мире существует лишь несколько десятков действительно разных способов закупок. В документе было отмечено, что среднее количество заявок, поданных на участие в закупках по 223-ФЗ, составило 1,7.

К сожалению, по каким именно закупкам велся счет (по всем; по всем, кроме единственного поставщика; или только по тем, которые Минфин считает конкурентными), не указано. При этом самым конкурентным сектором названы строительные работы (в среднем 2,04 заявки) и услуги по оптовой торговле (1,82), а самым неконкурентным – закупки нефти и газа (0,89 заявок) и финансовые услуги (0.85).

Статистика договоров

Информация о заключенных договорах по-прежнему по- ступает из двух разных источников: ежемесячной отчетности и реестра договоров. Согласно первому из них совокупный объем договоров, заключенных в прошлом году, составил около 18,7 трлн руб. (это на 11,5% меньше, чем в 2016 году – 21,1 трлн руб.). При этом реестр договоров дает объем более 16,5 трлн руб. (на 12% меньше, чем ежемесячная отчетность). Возможно, несовпадение цифр связано с тем, что часть договоров не была своевременно внесена в реестр.

Согласно данным ежемесячной отчетности, договора на сумму в 9,6 трлн руб. (около 52% от совокупного объема договоров по 223-ФЗ) были заключены по результатам закупок у единственного поставщика. По результатам закупок у субъектов МСП были заключены договора на 2,4 трлн руб. (12,7% от общего объема договоров). В документе также отмечено, что по результатам закрытых закупок, составляющих государственную тайну, были заключены договора на общую сумму в 778,7 млрд руб. (4,2% от объема всех договоров). Первая пятерка крупнейших заказчиков по 223-ФЗ (согласно данным ежемесячной отчетности) выглядит следующим образом: Роснефть (5 873,13 млрд руб.); РЖД (1 284,23 млрд руб.); Башнефть (763,74 млрд руб.); РН-Транс (547 млрд руб.); РН-Юганскнефтегаз (444,17 млрд руб.). Отметим, что три последние компании связаны с Роснефтью, ставшей абсолютным лидером по объему закупок. Отметим, также, что Газпром, традиционно являвшийся одним из крупнейших в стране заказчиков, в 2017 году даже не вошел в ТОП-5. Кроме того, в обзоре Минфина приведена подробная информация о мерах, применяемых в целях расширения доступа МСП к закупкам.

Так, в ЕИС размещено 2569 перечней товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются только у субъектов МСП.

Крупнейшими компаниями-заказчиками у МСП являются РЖД (207,26 млрд руб.), Ростелеком (124,26 млрд руб.) и Роснефть (97,9 млрд руб.). В разрезе субъектов РФ больше всего закупали у субъектов МСП заказчики Москвы – 771 млрд руб.; на втором месте идет Санкт-Петербург – 196,95 млрд руб., а на третьем Московская область – 122,5 млрд руб.

Контроль ФАС

В обзоре Минфина сообщается, что за прошлый год в ФАС была подана 7621 жалоба на закупки по 223-ФЗ. 3463 жалобы (45,5%) были признаны обоснованными; 3387 (44,4%) – необоснованными; 771 жалоба (10,1%) была оставлена без рассмотрения. По итогам рассмотрения жалоб было выдано 2249 предписаний. Отметим, что чаще всего (81% случаев) участники закупок обжаловали установление в закупочной документации требований, противоречащих общим принципам закупок, изложенным в ч. 1 ст. 3 223-ФЗ (ранее действовавшая редакция закона, как правило, не давала более конкретных оснований для обжалования). Кроме того, нередко подавались жалобы на неправомерный отказ в допуске к закупочной процедуре (7%), установление некорректного порядка и критериев оценки заявок (6%), отсутствие в составе закупочной документации объемов закупаемых товаров, работ, услуг (5%).

За 2017 год в центральном аппарате ФАС было рассмотрено 719 дел об административных правонарушениях, связанных с закупками по 223-ФЗ. По результатам рассмотрений было вынесено 695 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 4 млн руб. (капля в море, по сравнению с объемами закупок даже одного, не самого крупного заказчика). Из этой суммы до конца прошлого года удалось взыскать 230 тыс. руб. В Реестр недобросовестных поставщиков – РНП были включены сведения о 389 участниках закупок по 223-ФЗ. Кроме того, в документе сообщается, что в прошлом году 544 решения ФАС было обжаловано в судебном порядке. По данным на конец года по этим делам было принято 28 решений в пользу ФАС и 101 судебное постановление об отмене решений антимонопольного ведомства. При этом в обзоре Минфина отмечено, что причиной отмены часто становилось отсутствие в 223-ФЗ оснований, для обжалования в ФАС. Между тем еще раз напомним, что начиная с текущего года эти основания существенно расширены.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
МоскапстройКростИНАГера
СоюзПНССтроительнаяДоркомэкспо