НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Творческий подход. Об особенностях государственных закупок в Крыму


Завершила работу III конференция «Госзакупки. Крым-2017. Первые итоги и направления развития». Несмотря на то что там обсуждались вопросы преимущественно регионального значения, они были полезны для всех участников госзакупок в масштабе всей страны – как для заказчиков, так и для поставщиков.

Все только начинается


Универсальности форуму придавало участие в нем разных структур системы госзакупок. Свою точку зрения по поводу ее развития высказали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), электронных торговых площадок, высших учебных заведений и экспертных организаций. Организатором конференции стала Ассоциация специализированных организаций (АСО) – единственное на сегодняшний день объединение в России, нацеленное на консолидацию участников и процедур в рамках государственного заказа. По сути, это такой вспомогательный орган, призванный объединить на своей площадке профессиональные сообщества рынка госзакупок, заинтересованных в целевом своевременном исполнении закупок. Под стать целям и слоган: честность, прозрачность, конкурентность.

Правда, как выяснилось в ходе дискуссии, эти принципы в отношении Крыма, точнее, его системы госзакупок, не работали вовсе, а если и работали, то не в полной мере.

Это косвенно подтвердила Елена Лебедева, начальник Управления организации торгов Комитета конкурентной политики Республики Крым. По ее словам, главная причина несовершенства закупок – отсутствие необходимого опыта. Долгое время регион жил по законам авторитарного государства – Украины, где все решалось «сверху». А когда Крым воссоединился с Россией, то многое, в том числе и отношение к делу, пришлось менять. Но такое желание появилось не у всех, ведь куда легче получать субсидии по государственной целевой программе, неторопливо их осваивать и ждать следующего транша. Правда, рассчитывать на то, что этот процесс будет бесконечен, наивно: для контроля за расходованием средств в России есть соответствующие органы, которые вряд ли пренебрегут своими обязанностями.

Поэтому резкий поворот – от безделья к делу – в Крыму сделать все же придется, так как потребительская психология допустима только на первом этапе взросления несмышленого дитяти. Рано или поздно умудренный опытом родитель потребует отдачи от вложенного капитала.

Типичные нарушения при проведении госзакупок

На сегодняшний день система госзакупок в Крыму переживает болезнь роста. Доказательством тому служат совершаемые при закупках нарушения, зафиксированные Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Крым и городу Севастополю. Подробнее о них рассказал заместитель руководителя регионального УФАС Вячеслав Токарев.

По его словам, главный показатель конкуренции далек от идеала: закупки у единственного поставщика составляют значительную долю – 65%, и только 35% закупок приходится на конкурентные способы. За период июнь-август 2016 года неконкурентные процедуры проведены на сумму 800 млн руб., а за ноябрь-декабрь 2016 года – уже на 3 млрд руб. Правда, благодаря региональному УФАС часть из них была отменена или обжалована в судебных инстанциях. Но это не значит, что в следующий раз статистика будет выглядеть оптимистичней, потому что для неконкурентной деятельности органов власти есть свои причины. Одна из них – отсутствие до марта 2017 года дорожной карты развития конкуренции, вторая – неисполнение некоторых требований подзаконных нормативно-правовых актов и, наконец, самая распространенная – собственное толкование антиконкурентного законодательства. Ничем иным, кроме как проявлением творческого подхода к незыблемым принципам, это и не назовешь. Отсюда и множество нарушений при проведении госзакупок.

К ним относятся требование документов или условий государственных контрактов, не предусмотренных законодательством, отсутствие или запутанность инструкций по заполнению заявок, неправильное оформление протоколов. Чаще всего происходит неправильное описание объектов закупок – в почти 30% случаях. Кроме того, устанавливаются избыточные требования к участникам и ненадлежащий порядок и критерии оценки заявок. Нередки случаи, когда в один лот объединяются функционально не связанные товары, работы и услуги. Часто сокращаются сроки предоставления разъяснений документации. Одно из самых распространенных нарушений – необоснованные отклонения участников (в 25% случаях). Повсеместно игнорируются ограничения, запреты и иные условия, предусмотренные законодательством.

По мнению Вячеслава Токарева, все это происходит по причине неведения заказчиков, то есть их необразованности, неподготовленности к процессу закупок. Отсюда следует, что очень остро встает вопрос об их профессиональной подготовке.

Учиться никогда не поздно

Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, по заверению Вячеслава Сергеевича, процесс обучения идет беспрестанный и непрерывный, заказчики проходят обучение курсами, организована переподготовка, повышение квалификации. Проводятся семинары, совещания, круглые столы, конференции. Созданы рабочие группы между Крымским УФАС России, Управлением государственного заказа, правительством Севастополя. Однако мгновенных результатов этих усилий ждать не приходится – нужно время.

Неприглядная картина госзакупок Крыма складывается и в стане поставщиков. Впрочем, стана-то как такового нет. Крымские предприятия малого бизнеса неохотно участвуют в закупках, победителями тендеров, как правило, становятся московские или питерские предприниматели. Частично причину такой слабой бизнес-активности раскрыла Елена Лебедева:

– Понимаете, у нас регион такой. Солнце светит, расслабляет. До обеда полежал, а там и день прошел.

Пожалуй, это как раз тот случай, когда говорят – не было бы так смешно, если бы не было так грустно.

Неэффективное использование средств

Но грусть – это категория не экономическая, потому надо изыскивать другие резервы. Что касается материальных ресурсов, то с ними в Крыму все нормально: деньги есть. Они выделяются по федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». Правда, используются они, как выяснилось, весьма неэффективно. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП), которые обнаружили, что отпущенные бюджетные средства освоены всего на 23,6% в 2015 г. и на 63% – в 2016-м. Состояние с привлечением средств из внебюджетных источников и того хуже – 6% и 2,6% соответственно. Причина – в «отсутствии эффективной системы управления» ФЦП.

Отмечены и проблемы в строительстве: из предусмотренных планом возведения 448 объектов в 180 (40,2%) случаях – явное отставание. Очевидный вывод – неэффективное использование средств – подкреплен цифрами. В 2016 году дирекция по управлению ФЦП была профинансирована на 163 млн руб., а в 2017-м – уже на 157 млн руб. Из 60 должностей структуры 30 приходятся на руководителей и их заместителей. В прошлом году среднемесячные выплаты руководству дирекции составили от 472 600 до 607 500 руб., а сотрудникам неруководящего звена – 302 800 руб.

Аудиторы также отмечают, что информационные системы Крыма и Севастополя не соответствуют единым требованиям к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако глава Крыма Сергей Аксенов считает, что «ничего там трагичного нет». Финансовых глобальных нарушений нет, а с точки зрения работы и освоения средств подрядчиками и качества выполнения работ проблемы еще не решены, признался глава республики.

А раз не решены, властям Крыма есть над чем работать. Задач – поле непаханое или, учитывая географическое расположение региона, море разливанное.


Назад в раздел
МОЭСКЭнергокомплексМИЦКапитал
Коминвест-АКМТАБЗ