НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Контракт за «отлично». Один из московских вузов расплатился за победу в тендере пятерками на экзаменах


В конце сентября Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ предъявило обвинения высокопоставленному сотруднику Министерства транспорта России Геннадию Денисюку. По версии следователей, он помог одному из московских вузов выиграть тендер за оригинальную взятку – оценки на экзаменах.


Когда безмолвствуют цифры

Извещение об открытом конкурсе № 0173100013911000052 было опубликовано на федеральном сайте госзакупок 15 августа 2011 года. Минтрансу России требовались научно обоснованные предложения, которые касались системы подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Начальная стоимость контракта составляла 23 млн руб.

За эти деньги победителю предстояло выполнить большой спектр работ: разработать общие концептуальные подходы, предложения по структуре и содержанию базовой части программы обучения различных категорий сотрудников, определить перечень лиц, связанных с обеспечением безопасности на различных видах транспорта.

Помимо этого в обязанности подрядчика входило определение необходимого отрасли количества подготовленных бакалавров и магистров в сфере транспортной безопасности. Победитель должен выдвинуть научно обоснованные идеи, которые вошли бы в проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Транспортная безопасность», а также в примерные программы обучения персонала.

Наконец, нужно составить перечень специальностей, в рамках которых необходимо изучение дисциплины «Транспортная безопасность».

Заявки подали пять претендентов: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ), Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации (НИИСУ), ООО «БИПРОАСКО» и корпорация «Строй Инвест Проект М».

Наиболее выгодное ценовое предложение подала фирма «БИПРОАСКО». Она подряжалась выполнить все перечисленные в техническом задании работы всего за 10,75 млн руб. За ней следовал НИИСУ, заявивший 17 млн руб. Эти же два участника лидировали и по срокам исполнения контракта (50 и 53 дня соответственно).

Однако победил МИИТ, у которого предложение и по цене (22,6 млн руб.), и по срокам (65 дней) было далеко не самым заманчивым: вуз по этим показателям находился на втором месте с конца.

Дело было в том, что проводился не аукцион на понижение, а конкурс, где учитывалось и множество других параметров.

Прочтя протокол состоявшегося 19 сентября 2011 года заседания конкурсной комиссии Минтранса РФ, можно увидеть, почему победа была присуждена именно Московскому государственному университету путей сообщения. Этот вуз опережал всех конкурентов по трем показателям: «квалификация персонала», «опыт научно-исследовательской работы» и «предлагаемая методология выполнения НИР, ее эффективность и обоснованность». Конечно, данные характеристики невозможно перевести на язык точных цифр, и на оценках лежит печать субъективности, что дало повод для распространения слухов, которые, как вскоре выяснилось, оказались небеспочвенными.

Тендер готовили заказчик и… участник

Открытых конкурсов, подобных упомянутому выше, в России проводится великое множество. Поэтому трудно сказать, почему именно этой госзакупкой заинтересовались сотрудники управления «Т» службы экономической безопасности ФСБ России. Возможно, кто-то им сообщил о ходящих по Москве слухах.

Контрразведчики провели расследование и выяснили, что выиграть конкурс Московскому государственному университету путей сообщения помогли дружеские отношения его директора Александра Баринова с одним из членов конкурсной комиссии – заместителем начальника департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса Геннадием Денисюком.

В июле 2011 года, когда готовилась документация для конкурса, Геннадий Аркадьевич временно исполнял обязанности руководителя департамента. В числе прочего ему была поручена организация тендеров, которые проходили в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Правительством РФ в июле 2010 года.

Именно Денисюк подписал заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме, ставшей предметом упомянутого выше открытого конкурса, и добился того, что документацию для него работники департамента стали готовить совместно с преподавателями МИИТ. На согласование в университет направлялись и техническое задание, и другие документы тендера. В них вносились исправления.

В результате столь тесного сотрудничества документы получились не столько качественными, сколько «заточенными» под конкретный вуз. Чтобы в этом убедиться, достаточно присмотреться к информационной карте конкурса.

В первую очередь заявки предполагалось оценивать по критерию «качество НИР и квалификация участника конкурса», значимость которого была самой высокой – 45%.

В него входили такие показатели, как «предлагаемая методология выполнения НИР, ее эффективность и обоснованность», «научная квалификация персонала участника», «опыт научно-исследовательской работы», «опыт работ по тематике исследований» и «деловая репутация». За каждый из них давалось до 20 очков.

Именно по этим показателям Московский государственный университет путей сообщения и обошел конкурентов, набрав 96 очков из 100 возможных (чтобы получить итоговый балл, это число нужно умножить на значимость критерия).

Ближайший соперник МИИТ, ВГАВТ, заработал 94,13 очка, а аутсайдер – ООО «БИПРОАСКО» – всего 8. Зато эта фирма с большим отрывом лидировала по другим критериям – стоимости и скорости исполнения контракта. Однако ей это не помогло.

Дело в том, что очки, назначаемые за предложенную цену контракта и время его исполнения, рассчитывались достаточно сложно.

Замысловатые расчеты и искомый результат

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена контракта», определялся по формуле:

formula1.jpg

где:

Ra – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

A max – начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;

A i – предложение i-го участника конкурса по цене контракта.

По этой формуле фирма «БИПРОАСКО» набрала всего 53 очка! Мало того, эту цифру надо было умножить на значимость критерия «цена контракта», которая равнялась 35%. В итоге компания получила 18,64 балла – притом что она подрядилась исполнить задание за 10,75 млн руб. и таким образом снизила цену контракта более чем в два раза!

Формула для расчета рейтинга по критерию «скорость исполнения контракта» была еще более замысловатой:

formula2.jpg

где:

Rfi – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Fmax – максимальное количество дней выполнения работ с момента заключения государственного контракта;

Fmin – минимальное количество дней, заявленное участниками;

Fi – предложение, содержащееся в i-й заявке.

Самый короткий срок исполнения контракта (50 дней) заявила опять же фирма «БИПРОАСКО». И чем же она была вознаграждена за это?

Поскольку Fmin в данном случае равнялось Fi, то компания получила 100 очков из 100 возможных. Однако значимость критерия «скорость исполнения контракта» была крайне невысокой. Она равнялась всего 20%. В итоге «БИПРОАСКО» получила 20 баллов.

Эта цифра почти в два раза превосходила число баллов у МИИТ (11,76), однако она мало повлияла на итоговый рейтинг. У Московского государственного университета путей сообщения он составил 46,16 балла, тогда как у ООО «БИПРОАСКО» – 42,24.

Пятерки в роли «борзых щенков»

Итак, по мнению следователей ФСБ, Геннадий Денисюк подыграл МИИТ и своему другу Александру Баринову. Но интереснее был даже не этот факт, а форма расплаты за оказанную услугу.

Сын Денисюка учился на третьем курсе Московского государственного университета путей сообщения. Успеваемость у него была невысокой, а отцу так хотелось сыновних пятерок! Александр Баринов в ответ за оказанную ему любезность помогал студенту и просил преподавателей ставить отпрыску чиновника Минтранса высокие оценки.

Отказать директору они не могли.

Трудно поверить в то, что подобные формы взяток еще сохранились в наше время, когда даже с врачами районной поликлиники принято расплачиваться деньгами, а чиновничьи откаты, даже по официальным данным (например, по информации, обнародованной Евгением Примаковым еще в бытность президентом Торгово-промышленной палаты РФ), достигают порой 40%.

Как же мог крупный чиновник российского министерства так оплошать? Причина, видимо, кроется в приятельских отношениях Денисюка и Баринова. Брать деньги у друга Геннадий Аркадьевич, видимо, посчитал делом зазорным. А вот в том, чтобы попросить для сына две-три пятерочки, ничего постыдного не усмотрел.

Договор Минтранса с МИИТ был заключен 11 октября 2011 года. Деньги поступили в университет в полном объеме и освоены к 27 декабря, когда были опубликованы сведения об исполнении контракта № 0173100013911000065.

Контрразведчики расследовали предполагаемое преступление долго. Лишь через полтора года после завершения исследовательских работ, минувшим летом, они передали материалы в Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ. Эта структура и возбудила 28 августа уголовное дело в отношении Геннадия Денисюка, а в конце сентября предъявила ему обвинения по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Взятки «борзыми щенками» были очень распространены в последние годы советской власти, когда на просторах СССР царил товарный голод. Автор этих строк хорошо помнит те времена, когда за предоставление выгодных торговых мест кооператоры расплачивались с чиновниками дефицитными товарами, например видеомагнитофонами, автомобилями, японскими углепластиковыми удилищами…

В 90-е началась монетизация всего и вся, и взятки в натуральной форме, казалось бы, навсегда ушли в прошлое. Однако описанные события показали, что это не совсем так.

Впрочем, суд пока не состоялся, и виновность Денисюка еще не доказана, поэтому не будем торопиться с выводами.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ГлавУПДКИНАМОЭКГера
ЛокоБанкВКФонд