НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Победитель без побежденных. Институт «Мосинжпроект» получил самый крупный контракт из всех, которые будут заключаться на строительство подземки до конца 2020 года


В первых числах августа государственное унитарное предприятие «Московский метрополитен» объявило о своем намерении провести беспрецедентную закупку. Стоимость контракта составляет больше половины всей суммы инвестиций, которую город собирается вложить в развитие подземки до конца 2020 года! Впрочем, на фоне других тендеров данный заказ выделялся не только размером финансирования…


Головоломка для проектировщика

Извещение о заказе № 31300467768 было опубликовано на федеральном сайте госзакупок в последний день июля.

Подрядчику предстояло выполнить разнообразные работы, связанные со строительством «под ключ» и вводом в эксплуатацию разнообразных и многочисленных объектов московской подземки.

В техническом задании говорилось, что финансирование строительства предполагается осуществлять за счет казны города, откуда деньги должны поступить в уставный фонд «Московского метрополитена» в соответствии с Адресной инвестиционной программой.

Начальная стоимость контракта равнялась 573,3 млрд руб. Таких заказов в сфере метростроя еще не было. Достаточно сказать, что в 2012 году из бюджета Москвы на развитие всей столичной транспортной системы была выделена вдвое меньшая сумма.

В общем, победителю предназначается более чем солидный куш, однако и поработать ему предстоит немало. На первом этапе он обязан подготовить исходно-разрешительную документацию, затем провести инженерные изыскания, разработать проектные и рабочие документы в соответствии с действующими нормативами, а также требованиями служб метрополитена и техническими условиями на инженерное обеспечение строительных работ.

Подготовленные исполнителем заказа бумаги должны пройти государственную экспертизу. После того как будет получено положительное заключение, подрядчику нужно подготовить территорию для строительства объектов метрополитена и в соответствии с проектно-сметной документацией укомплектовать объекты технологическим и инженерным оборудованием, испытать его, провести пусконаладочные работы.

После ввода построенных объектов в эксплуатацию нужно в течение гарантийного срока устранять недостатки, которые будут постепенно выявляться.

Победитель тендера также должен подготовить пакет документов для оформления новых объектов в собственность города и в хозяйственное ведение «Московского метрополитена», а также передать городским эксплуатирующим организациям созданные в процессе строительства объекты, которые не относятся к профилю деятельности метрополитена. Кроме того, на победителя возлагаются функции технического заказчика.

В техническом задании перечислены 33 станции метро, которые необходимо спроектировать. Пять из них, например «Саларьево» на Сокольнической и «Верхние Лихоборы» на Люблинско-Дмитровской линиях, предполагается ввести в эксплуатацию уже в следующем году.

Еще 11 станций увидят свет в 2015 году, а остальные – в течение последующих пяти лет (сроки их ввода не конкретизируются). Некоторые станции победитель должен не только спроектировать, но и построить в рамках данной закупки. Их всего четыре.

Кроме того, три электродепо нужно расширить, четыре реконструировать и пять («Солнцево», «Челобитьево», «Руднево», «Южное» и «Саларьево») построить с нуля.

Подрядчику также предстоит протянуть участки Калининско-Солнцевской и Сокольнической веток, Хордовую линию вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы и шесть фрагментов Третьего пересадочного контура – между станциями «Хорошевская» и «Кунцевская», «Нижняя Масловка» и «Авиамо--торная», «Раменки» и «Новопеределкино», «Каширская» и «Нижегородская улица», «Проспект Вернадского» и «Кунцевская», а также «Каховская» и «Проспект Вернадского».

Наконец, необходимо построить второй выход станции «Международная». После окончания работ нужно привести в порядок территорию, восстановить зеленые насаждения. Сложность задачи для проектировщиков заключается в том, что все эти работы между собой взаимоувязаны – как по срокам, так и по применяемым решениям и технологиям.

В ожидании предложений

Логично было бы предположить, что столь впечатляющие стоимость контракта, объем и сложность работ потребуют проведения открытого конкурса. Однако «Московским метрополитеном» был выбран совершенно другой вид закупок – приглашение делать оферты (запрос предложений).

Он отличается от привычных нам публичных торгов. Процедура не регулируется ст. 447–449 первой и 1057–1061 второй части Гражданского кодекса России и не налагает на инициатора какие-либо гражданско-правовые обязательства. Поскольку заказчик лишь приглашает участников подавать заявки и инициатива вступления в договорные отношения формально исходит не от него, то он не обязан заключать договор с победителем (предприятием, чьей оферте присвоен первый номер).

Однако это весьма условное различие. Разница между данным видом закупок и «настоящими» торгами на практике оказывается малозаметной. С одной стороны, во время проведения конкурса или аукциона заказчик тоже не связан по рукам и ногам: он может в любое время отказаться от проведения тендера, а при большом желании и найти повод для расторжения договора с подрядчиком. С другой стороны, инициаторы приглашения делать оферты в подавляющем большинстве случаев все-таки заключают контракты с победителями. Иначе зачем огород городить?

Другое дело, что при проведении запроса предложений заказчики имеют право подать встречную оферту, и они нередко им пользуются. Тогда стороны переходят к переговорам, касающимся условий будущего контракта.

40.миллиардная планка

Вернемся к закупке № 31300467768. В ее документации говорилось, что офертой на лот признается подписанный участником проект контракта с ГУП «Московский метрополитен». Он должен содержать ценовое предложение участника и все условия, указанные в техническом задании, печать предприятия и подпись уполномоченного лица.

Любой участник вправе подать в запечатанном конверте только одно предложение, которое оформляется в письменной форме. После подачи оферты в нее запрещается вносить какие-либо изменения.

В закупочной документации выдвигались чрезвычайно строгие требования не только к качеству выполнения работ, но и к квалификации участников. Последним нужно иметь сертификат соответствия системы качества менеджмента требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в сфере проектирования или строительства инженерных сооружений.

От предприятия-претендента требовался также солидный годовой оборот – 40 млрд руб. или больше. Подтвердить его размер нужно копией отчета о финансовых результатах за минувший год с отметкой налоговой инспекции либо с приложением копии протокола, где подтверждается факт отправки отчетности по электронным каналам связи.

Наконец, заказчик требовал от участника наличие опыта в таких сферах деятельности, как проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов метрополитена, исполнение функций технического заказчика, разработка проектной и рабочей документации, осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, поставка оборудования…

Единственный поставщик

Еще задолго до рассмотрения заявок эксперты утверждали, что в городе требованиям заказчика соответствует только одна компания. Дело в том, что из всех предприятий с опытом работы на объектах метрополитена лишь два имеют годовую выручку более 40 млрд руб. Это ООО «Институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений и коммуникаций «Мосинжпроект», 100% акций которого принадлежит Правительству Москвы, и ООО «Стройгазконсалтинг». Однако вторая фирма заявила о своем намерении участвовать в строительстве московской подземки лишь в минувшем году.

В ее активе имеется только один подряд на возведение двух станций Замоскворецкой линии, который был оформлен нынешним летом.

В общем, конкурировать с «Мосинжпроектом» оказалось некому. Старейший строитель столичной подземки «Мосметрострой» не стал претендовать на победу из-за относительно невысокого размера прошлогоднего оборота, равного 15,3 млрд руб. По аналогичной причине не воспользовались приглашением делать оферты и другие крупные метростроители: УСК «Мост» (и его подразделение «Бамтоннельстрой»), «Ингеоком», «Казметрострой» и «Трансинжстрой».

Так как была подана всего одна заявка, закупка прошла безальтернативно, у единственного поставщика. Комиссия признала «Мосинжпроект» победителем.

Компания, несмотря на отсутствие соперников, ощутимо снизила цену контракта. Требуемые заказчиком работы она предложила выполнить не за 573,3, а за 564,7 млрд руб. Таким образом, экономия бюджета составила примерно полтора процента от стоимости закупки.

Институт «Мосинжпроект» появился на свет не вчера. Он был основан еще в 1958 году и с тех пор занимался проектированием инженерных сооружений и коммуникаций для предприятий московского строительного комплекса. Оборот его был невелик как при советской власти, так и при прежнем Мэре.

Однако за последние три года предприятию удалось резко расширить сферу деятельности и соответственно увеличить годовой объем выучки. «Мосинжпроект» сейчас не только проектирует объекты подземного и дорожного строительства, но и берет на себя функции генерального подрядчика. Он выигрывает городские заказы, а потом подыскивает исполнителей.

Годовой оборот предприятия растет как на дрожжах. Если в 2010 году он составлял 1,2 млрд руб., то в минувшем – уже более 44,6 млрд, из которых 35 млрд были выручены за строительно-монтажные работы. По сути, институт превратился в одно из самых крупных предприятий московского стройкомплекса.

В обиде не будет никто

Сумма заказа, который получил институт «Мосинжпроект», поражает воображение. Однако это лишь половина бюджетных инвестиций, которые Москва планирует вложить в строительство подземки до конца 2020 года. Всего предполагается протянуть 158,4 км линий метро, построить 79 станций и 9 новых депо. Бюджету возведение этих объектов обойдется в 1,077 трлн руб.

К стройке привлекаются все крупнейшие метростроители страны: и «Ингеоком», и «Казметрострой», и «Мосметрострой», и УСК «Мост», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой» (входит в «Стройгазконсалтинг»). Никто не окажется обойденным, всем найдется работа…

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ЭнергокомплексГеопроектизысканияИНАМосгаз
АктивКапиталМОСПРОМСТРОЙФУДАбсолют