ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Весеннее нормотворчество. Правительство держит руку на пульсе контрактной системы


Постепенно, месяц за месяцем, контрактная система начинает адаптироваться к ситуации, сложившейся в результате обоюдоострого экономического противостояния Российской Федерации и стран, объявивших ей санкционную войну. Этому способствует принятие ряда постановлений Правительства РФ и других норм, призванных внести соответствующие изменения в Закон о контрактной системе, направленные на преодоление уязвимости экономики РФ от внешнего давления и стимулирование импортозамещения. При этом продолжается активное нормотворчество с целью повышения эффективности функционирования контрактной системы, устранения имеющихся противоречий и более подробного урегулирования отдельных вопросов.

Правительство активно регламентирует деятельность контрактной системы

Особенно плодоносным по части нормотворчества Правительства РФ в сфере госзакупок выдался март 2015 года. Правительственное постановление № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» регламентировало списание выставленных исполнителям госконтрактов неустоек за допущенные ими нарушения по исполнению обязательств госзакупки или их отсрочку.

Исходя из постановления, заказчику следует:

– списать с исполнителя неустойку, если ее размер не больше 5% от стоимости контракта;

– списать с исполнителя половину предъявленной неустойки, если ее размер находится в пределах 5–20суммы госзаказа;

– отсрочить уплату по неустойкам до окончания 2015 года, если ее величина превышает 20% от суммы госзакупки.

В постановлении также установлено, когда данные правила не действуют.

Следующее постановление Правительства РФ № 198 «Об утверждении правил изменения в 2015 году срока и цены контракта по соглашению сторон» вносит изменения в ч. 1.1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, в которой идет речь об условиях заключения госконтрактов. В связи с резким скачком цен и перепадами курса рубля заказчик и исполнитель вправе по взаимной договоренности скорректировать условия контракта в сторону его увеличения, а также изменения стоимости отдельных товаров, работ или услуг.

Также принято постановление Правительства РФ № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта».

В 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в случаях:

– проведения конкурсов, аукционов, запросов предложений с участием только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;

– когда проект контракта предусматривает его банковское сопровождение;

– если проект контракта содержит условие по перечислению поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Федерации, муниципального образования в учреждениях Банка России;

– выплаты авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта для федеральных нужд либо в ином размере, установленном субъектом РФ, местной администрацией, а также при проведении расчетов с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа работ, услуг) для федеральных нужд либо в ином размере, установленном субъектом РФ, местной администрацией, и проведении полного расчета только после полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных);

– если участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена, сниженная не более чем на 25% начальной (максимальной) цены контракта.

В марте 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации № 238 утверждены Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в Единой информационной системе и форма такого отчета. Указанный отчет подлежит размещению заказчиком в Единой информационной системе не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Опять же в марте текущего года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 217 с уточнением перечня товаров, работ, услуг, производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В частности, появился ряд новых позиций: древесина топливная, белье туалетное и кухонное, услуги по производству спецодежды, изделия из бетона, гипса и цемента, шкафы и камеры холодильные и др.

Информация в электронном виде актуальнее печати

В конце марта Президентом РФ подписан Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ». Теперь участники торгов могут подавать документацию на участие в госзакупках без скрепления документов круглой печатью, если она у них отсутствует. Это упростит ведение торгов и избавит участников от излишнего бумаготворчества.

Свою лепту в регулирование деятельности контрактной системы внесло Казначейство России. В марте 2015 года ведомство в письме дало разъяснения по поводу размещения в Единой информационной системе (ЕИС) информации, касающейся изменения или расторжения контрактов по госзакупкам. В соответствии с нормами Закона 44-ФЗ о контрактной системе, информация об изменении содержания контракта или о его расторжении размещается в ЕИС в течение одного рабочего дня. До ввода в эксплуатацию ЕИС информацию необходимо размещать на портале госзакупок zakupki.gov.ru.

На портале есть реестр контрактов, внесением информации в который заказчик может оповестить об изменении или расторжении контракта. На данный момент нет других нормативных актов, позволяющих заказчику выполнить требование о таком оповещении. Состоявшееся изменение или расторжение контракта должно быть отражено в реестре не позже следующего дня после случившегося. Это установлено постановлением Правительства РФ № 1084 от 2013 года, в котором определен порядок ведения реестра контрактов заказчиками.

Видя такую активность государственных органов, хочется надеяться, что все усилия по созданию сбалансированной и высокоэффективной контрактной системы в России дадут результат, а не окажутся сизифовым трудом, и нам не придется наблюдать принятие очередного закона о контрактной системе, вместо не оправдавших надежд предыдущих.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
ГеопроектизысканияМосводоканалМОЭСКСатори
RaexpertАбсолют