НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Если иное не установлено законом. Как совершенствуется нормативная база контрактной системы


Если обозначить основные направления развития контрактной системы, продекларированные Минэкономразвития на ближайшие три года, то они будут выглядеть следующим образом:

  • создание единой информационной системы в сфере закупок;
  • внедрение электронных процедур закупок;
  • формирование (наполнение) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • оптимизация системы контроля в сфере закупок;
  • совершенствование механизмов поддержки МСП и отечественных поставщиков при закупках отдельными видами юридических лиц;
  • формирование механизмов заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями локализации производства поставляемых товаров на территории Российской Федерации.

Как факт реализации этих планов, начало 2015 года ознаменовалось непосредственно затрагивающими деятельность контрактной системы масштабными новациями в законодательные и нормативные акты. Ряд значимых изменений в Гражданский кодекс были внесены Законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», а Правительство РФ в первом квартале 2015 года выпустило несколько важных постановлений. Попробуем приглядеться к реализованным и предлагаемым новшествам и оценить их перспективы.

Гражданский кодекс активно включился в регулирование торгов по закупкам

Серьезные изменения произошли в обязательственном праве. Они касаются изменения порядка организации и проведения торгов, банковской гарантии и последствий прекращения договоров.

Теперь «лицо, имеющее интерес в заключении договора» получает статус организатора торгов. Ранее статус организатора, согласно ГК РФ, мог иметь только собственник продукции, что препятствовало применению к торгам на закупку норм ГК о торгах в силу отсутствия права собственности на предмет торгов у заказчика.

Статьи 448 и 449 ГК РФ распространяются не только на торги по продаже, но и на торги по закупке, если иное не установлено законом или не следует из существа отношений. Но приоритет в торгах по закупкам перед нормами ГК РФ имеют нормы ФЗ-44.

В случае если договор заключен именно на торгах, то «победитель не вправе уступать права, переводить долг по обязательствам из заключенного на торгах договора». Таким образом, как по ГК РФ, так и по ФЗ-44 запрещается с момента вступления поправок в ГК РФ в силу, с июня 2015 года, уступать любые требования, в частности требования победителя по контракту, другому лицу, и такая уступка будет считаться нарушением ГК РФ.

Неоднозначное толкование следует из другого новшества закона, устанавливающего, что обязательства из заключенного только на торгах договора «должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом». Данная формулировка, дабы не было ее интерпретации в смысле запрета привлечения соисполнителей (субподрядчиков), безусловно, заставляет участников закупок руководствоваться в подобных случаях нормами ФЗ-44, а не ГК.

Не надо забывать о тех случаях, когда нормы ГК РФ не применимы к торгам по госзакупкам. К ним относятся такие нормы, как «сумма задатка, внесенная победителем торгов, засчитывается в счет исполнения обязательств по договору», «победителем аукциона признается лицо, предложившее наибольшую цену», «организатор торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса».

В отношении банковских гарантий ГК РФ предоставил банку право приостановить платеж до 7 дней в следующих случаях:

  • обязательство поставщика по контракту недействительно;
  • представленные документы недостоверны;
  • заказчик принял исполнение от поставщика.

Также установлено, что заказчик обязан возместить убытки банку или поставщику, если документы по гарантии являлись недостоверными или требование являлось необоснованным.

Возмещение убытков при прекращении контракта

Также ГК РФ предусмотрел три модели возмещения убытков при прекращении контракта.

Вариант 1. Заказчик:

  • расторгает контракт с поставщиком, ненадлежащим образом исполнившим обязательства;
  • заключает контракт по итогам запроса предложений и уменьшает объем продукции и цену пропорционально ранее исполненному поставщиком обязательству;
  • обращается в суд с иском о взыскании убытков с поставщика в виде разницы между первым и вторым контрактом.

Вариант 2. Заказчик:

  • расторгает контракт с поставщиком, ненадлежащим образом исполнившим обязательства;
  • определяет текущую цену на продукцию на момент расторжения контракта;
  • обращается в суд с иском о взыскании убытков с поставщика в виде разницы между прекращенным контрактом и текущей ценой на продукцию на момент расторжения контракта.

Вариант 3. Заказчик:

  • расторгает контракт с поставщиком, не исполнившим обязательства в принципе;
  • проводит закупку аналогичной продукции и заключает контракт;
  • обращается в суд с иском о взыскании убытков с поставщика в виде разницы между первым и вторым контрактом (если аналогичная продукция по второму контракту закупается в объеме большем, чем по первому контракту).

Подводя итоги изменений, следует резюмировать, что, во-первых, правила о торгах (ст. 448, 449 ГК РФ) применяются к закупкам, если иное не установлено Законом № 44-ФЗ, во-вторых, в отношении банковской гарантии следует применять правила ГК РФ, в-третьих, в отношении взыскания убытков при прекращении договора применяются положения ГК РФ с учетом норм Закона № 44-ФЗ.

Важен не только опыт, но и наличие ресурсов

В строительстве нельзя пройти мимо постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям». Оно определило, что для участия в аукционе, предметом которого является проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 50 млн руб. (муниципальные нужды) и 150 млн руб. (государственные нужды), требуется наличие опыта, а для участия в конкурсе с ограниченным участием помимо опыта еще и наличие необходимых ресурсов.

Поможет ли «третий лишний»

Тема импортозамещения достаточно наглядно отражена, в частности, в постановлении Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно утвердило перечень иностранных медицинских изделий, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для госзакупок, и установило механизм ограничения допуска, получивший в профессиональном сообществе название «третий лишний». Его суть состоит в том, что организатор закупки имеет право отклонять заявки по одиночным лотам, в которых содержатся предложения о поставке изделий иностранного производства, при наличии заявок с упоминанием двух и более изделий, произведенных на территории стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения). Этот механизм не применяется при запросе котировок. Также не рекомендуется объединять в один лот товары, включенные в перечень, и иные товары.

Как будут работать принятые меры и предложенные механизмы их реализации, покажет время, поскольку уже сейчас на стадии практической работы возникает немало вопросов, требующих рассмотрения и более продуманного и сбалансированного подхода. Главное, вовремя увидеть узкие и слабые места и внести необходимые коррективы. Законодатель предлагает свои решения, но только правоприменение показывает, насколько они уместны и эффективны в конкретных случаях.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 6/2020

Читать свежий номер

ГераСаториМОЭСКМД-групп
АбсолютМОСПРОМСТРОЙАКСИТЕХ