НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Гарантированная прозрачность. По итогам 2012 года Москва заняла первое место среди 83 регионов в Национальном рейтинге прозрачности


Столь высокий статус столицы – результат работы городских властей по укреплению системы госзаказа. Какие для этого были предприняты меры и каковы тенденции развития этой важнейшей сферы городской экономики, – подробности на эту тему руководитель Комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы Андрей Шаронов изложил в начале месяца Мэру столицы Сергею Собянину. Учитывая специфику темы, речь шла об итогах работы Тендерного комитета.


Какие приняты меры

Принятый Правительством Москвы год назад пакет нормативно-правовых актов о совершенствовании системы закупок качественно изменил подходы к закупочной деятельности. Регламентирован весь процесс закупок с учетом внедрения передовых информационных технологий.

Взаимоувязан процесс формирования планов-графиков размещения заказа с классификатором предметов государственного заказа, то есть заложена основа для применения типовых технических заданий. Утверждены методики расчета начальных цен государственных контрактов.

Внедрена независимая экспертиза стартовых цен по закупкам, не требующим государственной экспертизы. Введен механизм трехуровневого межведомственного согласования заявленных потребностей на предмет целесообразности закупки и обоснованности стартовых цен по компетенции государственного распределителя бюджетных средств. Установлен приоритет на проведение совместных торгов по однотипной продукции. Модернизирована двухуровневая система торгов: изменены критерии отнесения торгов к процедурам 1-го уровня, проводимым Тендерным комитетом, с одновременным установлением приоритета на проведение совместных торгов, позволяющих как минимизировать организационные издержки, так и достичь большего экономического эффекта от проведения закупочных процедур.

Введен 5%-ный целевой ориентир по содержанию инновационной продукции в государственном заказе: утвержден ее перечень из 335 наименований. Приняты меры к повышению контрактной дисциплины городских заказчиков, в частности, сформирована и внедрена Библиотека контрактов. Внедрена система общественного обсуждения и контроля закупок, а также проведения роуд-шоу по значимым торгам. Наконец, Правительством Москвы внесены и законодательно приняты предложения об отмене страхования и поручительства как форм обеспечения исполнения контрактов. В Государственную Думу РФ направлены сформированные городскими заказчиками предложения по проекту закона о Федеральной контрактной системе, второе чтение должно состояться на днях.

Совершенствование системы закупок потребовало дальнейшего развития Единой автоматизированной информационной системы торгов. Так, была введена в эксплуатацию подсистема Планирование, обеспечивающая формирование планов-графиков более 60 тыс. процедур, обеспечивающих потребности города, на средства бюджета 2013 года. Заложены основы для перехода в 2013 году к анализу стоимости единиц закупаемой продукции, применению типовых технических заданий, автоматизированному выбору применяемых кодов ОКДП и предметов закупок. Разработана и внедрена подсистема администрирования Классификатора, включающая более 20 тыс. позиций продукции.

Сформирована обязательная для применения городскими заказчиками Библиотека контрактов, где в примерных формах типовых контрактов предусмотрено при повторном нарушении исполнителем своих обязательств в рамках одного контракта кратное применение штрафных санкций, а в случае неоднократных (более 3 раз) нарушений – расторжение контракта.

Внедрен функционал учета закупок инновационной продукции на основе перечня, утвержденного Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства. Проведена интеграция ЕАИСТ с информационными системами департаментов экономической политики и развития, а также финансов. Такая интеграция обеспечивает централизованное формирование отчетности о выполнении государственных программ, контроль и противодействие практике заключения контрактов, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств, автоматизированное формирование и направление в казначейские органы проектов бюджетных обязательств.

Запущен в эксплуатацию Портал поставщиков, наряду с информационно-аналитическими сервисами для поставщиков предоставляющий заказчикам возможность осуществлять контрактацию закупок малого объема в публичной среде и на конкурентной основе. Мониторинг размещения заказов осуществляется как на стадии планирования и размещения заказа (упреждающий контроль), так и в рамках фиксирования и реагирования на свершившиеся факты нарушений (сговор, демпинг), принимаются меры к устранению выявленных нарушений совместно с контролирующими органами.

Для минимизации коррупционных проявлений продолжено проведение опросов специалистов по торгам с использованием полиграфа. В 2012 году прошли тестирование 578 членов комиссий и специалистов, ответственных за размещение заказов. Всего же с 2010 года опрошено 847 человек, из которых 329 (39%) по различным основаниям выведены из составов комиссий. Итоги тестирования, а также принятые руководителями ГРБС меры по ротации показывают наметившуюся тенденцию к снижению количества специалистов, находящихся в зоне риска, с 50 до 10–15%. Так, повторный опрос членов комиссии Департамента земельных ресурсов вообще показал отсутствие лиц, попадающих в зону риска.


Итоги и результаты

Достигнутые результаты всего вышеперечисленного весьма впечатляющи.

Во-первых, сформирована система планирования, позволяющая ритмично удовлетворять посредством торгов городские потребности. В течение 2012 года размещено 68 800 лотов на общую сумму около 691 млрд руб. Причем по состоянию на 1 октября минувшего года городскими заказчиками было размещено около 90% запланированного заказа в соответствии с потребностями 2012 года. Кроме того, в IV квартале размещено 5400 лотов на общую сумму 159 млрд руб. на средства бюджета 2013–2015 годов и последующих периодов.

Во-вторых, действующая трехуровневая система межведомственного согласования закупок и начальных цен до стадии объявления процедур позволила за 2012 год сэкономить более 25,1 млрд руб. Экономический эффект достиг уровня 20%: при межведомственном согласовании – 10% и столько же – при проведении конкурентных процедур (67,3 млрд руб.).

В-третьих, в целом возросла конкурентность закупок. Среднее количество поданных на одну процедуру заявок составило 3,5 (допуск заявок к торгам – 82%), а по торгам 1-го уровня – 4,8 заявки на лот.

В-четвертых, вырос объем госзаказа, размещаемого в рамках совместных торгов. Если в 2011 году такие торги проводились для 1500 заказчиков, то в 2012-м – уже для 4700. В 2010 году такие торги были проведены на общую сумму 12 млрд руб., в 2011-м – на 45 млрд, а в 2012-м – на 62 млрд руб. При этом по ряду процедур снижение начальной цены составило более 20%.

В-пятых, сейчас инновационная продукция содержится в 8% размещаемого городского заказа (4700 лотов на 55,8 млрд руб.). По ряду наименований закупаемой продукции планируется увеличение срока службы до 10 лет и рост энергоэффективности и снижение эксплуатационных расходов в среднем на 10–30%. Наибольший объем закупаемой инновационной продукции отмечен у департаментов здравоохранения, образования, СМИ и рекламы, социальной защиты населения и культуры.

В-шестых, до 26% по сумме снизилась доля торгов с единственным участником.

Соответственно, в 2010 году она составляла 34,9%, а в 2011-м – 31,2%. При этом доля контрактов, заключенных в 2012 году по результатам несостоявшихся торгов, составила 24,4%, или 169,4 млрд руб. (без переходящих контрактов). Всего объем неконкурентных процедур по итогам истекшего года составил 184,6 млрд руб., из которых 10 закупок на 7,7 млрд руб. проведены с впечатляющей экономией 1,8 млрд, а 11 процедур на 68,7 млрд руб. не состоялись и привели к «единственному участнику» по причине формирования городскими заказчиками низкоконкурентного предложения.

Наконец, экономия бюджетных средств на всех стадиях закупочного цикла по итогам 2012 года составила 145,7 млрд руб. (в 2011 году – 113,2 млрд руб.), в том числе на стадии межведомственного согласования – 25,1 млрд руб., по заключениям Мосгосэкспертизы – 49,1 млрд, на торгах, включая закрытые, и запросах котировок – 67,3 млрд, за счет согласованного с поставщиками снижения цен на стадии контрактации – 1,9 млрд, в результате претензионной работы заказчиков – 1,6 млрд, а благодаря штрафным санкциям ОАТИ – свыше 700 млн руб.


Планирование, обсуждение, мониторинг…

Планирование заказчиками своей закупочной деятельности является основой ритмичности размещения заказов, в том числе по потребностям непрерывного цикла, а также важным открытым источником информирования бизнеса о планируемых потребностях.

Мониторинг исполнения плана-графика за 2012 год показывает, что не всеми распорядителями бюджетных средств данный инструмент используется эффективно. Публикация запланированных процедур составила примерно 80% по количеству и около 70% по сумме.

Не в полной мере смогли законтрактовать запланированные потребности в рамках исполнения плана-графика: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства – 41% плана, Департамент внешнеэкономических и международных связей – 53, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры – 77%. Префектурой ЮЗАО по состоянию на 28 января не размещен план-график закупок на 2013 год на сайте www.zakupki.gov.ru, хотя в ЕАИСТ планы размещены всеми заказчиками.

За 2012 год размещено 1800 лотов на торгах 1-го уровня на общую сумму около 450 млрд руб. (65% общегородского объема). Наиболее крупными и социально значимыми заказами являлись строительство объектов в рамках Адресной инвестиционной программы, капитальный ремонт учреждений здравоохранения, закупка медицинского оборудования и техники, ремонт дорожных покрытий, благоустройство, реконструкция и комплексное содержание территорий, а также подготовка образовательных учреждений к учебному году.

В рамках централизации закупок впервые на ЕЭТП проведены крупнейшие совместные торги на трехлетний период по организации питания учащихся, воспитанников и студентов государственных образовательных учреждений на общую сумму 37,9 млрд руб. (впервые на участников размещения заказа возложена функция разработки меню при обязательной многоуровневой экспертизе и согласовании его с Роспотребнадзором) и на охрану объектов образования (4749 постов) на общую сумму 17,1 млрд руб.

В развитие политики повышения открытости и прозрачности с августа 2012 года внедрена практика общественного обсуждения торгов с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд руб. на форуме общероссийского официального сайта www.zakupki.gov.ru.

За август – декабрь 2012 года на специализированном форуме опубликовано 25 процедур, подлежащих общественному обсуждению, на общую сумму 142 млрд руб. Пользователями сайта осуществлено более 18 тыс. просмотров тем с обсуждением, задан 81 вопрос. При этом по пяти процедурам вопросы и комментарии участников форума отсутствовали. Что касается сравнительно небольшого числа вопросов, то объясняется оно в первую очередь всесторонним межведомственным согласованием документации крупных закупок до стадии объявления процедур и проводимыми роуд-шоу по значимым торгам с привлечением широкой общественности, представителями бизнес-сообществ.

Проблемой остается ритмичность планирования и размещения крупных заказов, в том числе по непрерывным потребностям. Не секрет, что основная часть заказов как по количеству (45%), так и по сумме (50%) пришлась в 2012 году на IV квартал (более 800 лотов на сумму около 200 млрд руб., включая потребности бюджета 2013–2015 годов). Проведенный анализ планирования закупок показал, что перемещение основного объема заказа на конец года приводит к риску срыва сроков поставок или работ, старт которых запланирован на начало года, в связи с увеличением числа обжалований и выдачи контролирующими органами соответствующих предписаний.

Рекомендация главы экономического комплекса Правительства Москвы городским заказчикам в свете всего вышеизложенного не отличалась новизной, поскольку неоднократно уже звучала на самых разных уровнях: осуществлять планирование размещения заказа с учетом потребностей, возникающих как в привязке к календарному году, так и с учетом особенностей функционирования заказчиков (например, работ сезонного характера).

За тот же 2012 год на торгах 2-го уровня размещено 66 900 лотов на общую сумму более 240 млрд руб. (35% общегородского объема). Снижение цен по результатам всех процедур сопоставимо с 1-м уровнем – более 10% (25 млрд руб.).

Дополнительная экономия достигнута и на этапе согласования закупок (до объявления торгов) на уровне рабочих групп ГРБС (4,1 млрд руб.). Растет конкуренция на торгах 2-го уровня: доля закупок «с

единственным участником» по сумме составила 26%, а среднее количество подаваемых заявок на лот – 3,4 (допуск – 82,5%).

Однако проводимый мониторинг размещения заказов 2-го уровня продолжает выявлять нарушения законодательства, снижающие прозрачность, конкурентность и эффективность проводимых закупочных процедур. За 2012 год в московское УФАС Тендерным комитетом были направлены обращения по 310 процедурам с признаками возможного сговора.

УФАС возбуждено 14 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из которых по пяти принято решение о нарушении (ч. 1 ст. 11 ФЗ-135), еще пять находятся на рассмотрении или приостановлены, а четыре прекращено в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых действиях.

В целях предотвращения нарушений Тендерным комитетом совместно с экспертной организацией с октября 2012 года проведена проверка 4700 процедур 62 ГРБС на общую сумму 42 млрд руб. (32% опубликованных в IV квартале).

В адрес руководителей направлены обращения с предложением об устранении выявленных замечаний. В итоге по 76 процедурам приняты исчерпывающие меры (торги отменены, внесены изменения в документацию), по 54 процедурам заказчик в рамках взятой на себя ответственности принял замечания к сведению.

Основные признаки нарушений, выявленные в ходе проведения мониторинга: представление неполного комплекта документов (отсутствие ТЗ, ПСД), установление завышенных требований к участникам торгов либо к исполнителям контрактов (лицензии, запрет на осуществление работ субподрядными организациями, требование о согласовании субподрядчика с заказчиком, размещение документации в виде, затрудняющем поиск процедуры и анализ материалов, в нечитаемых графических форматах – PDF, TIF). По результатам выявленных случаев Тендерным комитетом совместно с УФАС подготовлено и доведено до заказчиков Москвы информационное письмо о введении практики отмены процедур с подобными признаками нарушения.

По результатам мониторинга процедур 2-го уровня Тендерным комитетом направлены обращения в Главное контрольное управление Москвы по 36 процедурам торгов 18 заказчиков, в Федеральную службу финансового мониторинга – пять обращений по более чем 50 поставщикам и в Контрольно-счетную палату Москвы – одно обращение о включении пяти заказчиков подведомственных сетей различных ГРБС в план проведения комплексных проверок в 2013 году.


Санкции и поощрения

Выстраивание на уровне заказчика контрактной дисциплины наряду с обеспечением эффективного исполнения контрактов позволяет дополнительно взыскивать в бюджет средства с недобросовестных организаций.

Несмотря на рост таких взысканий в 2012 году практически вчетверо по сравнению с 2011 годом (до 1,6 млрд руб.), резервы роста здесь остаются, поскольку, по данным ЕАИСТ, на конец прошлого года доля незавершенных контрактов составляет почти 40%. При этом претензионная работа поставщиками (исполнителями, подрядчиками) начата только по 15% таких контрактов. Стимулировать дисциплину позволяет и реестр недобросовестных поставщиков: за 2012 год заказчиками города внесена информация о 214 организациях, а за 2011-й – о 295.

Мировой опыт давно показал, что привлечение малого бизнеса к исполнению государственного заказа повышает эффективность проводимых торгов и запросов котировок в среднем на 30%, однако в Москве за 2012 год объем заказа, размещенного для малых предприятий, составил примерно 5% на общую сумму чуть больше 28,4 млрд руб. (в 2011-м – 42,6 млрд руб.). Основные причины снижения данного показателя – изменение структуры закупок за счет централизации (общее количество лотов по сравнению с 2011 годом сократилось на 10 тыс.), переход на совместные торги, а также размещение заказов на трехлетний период.

Кроме того, по просьбе целого ряда бюджетораспорядителей отменен принудительный функционал в системе ЕАИСТ, регулирующий долю таких процедур. Материалы по заказчикам, не достигшим установленного законодательством показателя, будут направлены в Главное контрольное управление Москвы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства. При этом на общих основаниях с малым бизнесом заключено контрактов на 176,5 млрд руб. (в 2011 году – на 200 млрд руб.).

Москва по итогам 2012 года продолжает занимать 1-е место среди 83 регионов в национальном рейтинге прозрачности.

Городская система закупок находится на уровне «Гарантированная прозрачность», в числе 10% субъектов Федерации. При этом агрегированный показатель оценки Москвы (1094 балла) на порядок превышает уровень оценки других регионов (от 169 до 214 баллов).

В соответствии с утвержденной системой мотивации государственных служащих (постановление Правительства Москвы № 244-ПП) по итогам первого полугодия приняты решения о поощрении 179 специалистов премиями от 60 до 300 тыс. руб.

Предложения о поощрении по итогам второго полугодия Тендерным комитетом подготовлены и направлены на межведомственное согласование.


Что делать?

Завершил доклад главного экономиста Москвы блок предписаний и рекомендаций. Так, руководимому им самим комплексу предстоит разработать план приоритетных мероприятий по переходу городской системы закупок к новым требованиям проекта закона о ФКС. Это вообще характерная черта Москвы – загодя готовить систему исполнения закона, который еще только намечается принять.

Год 2013-й должен стать годом приоритетных закупок инновационной продукции. Для этого заказчикам совместно с Департаментом науки и промышленной политики и Тендерным комитетом следует обеспечить дополнительную реализацию механизмов проведения закупок инновационной продукции, в том числе с использованием Портала поставщика.

В рамках проведения ежегодного форума-выставки «Госзаказ-2013» Тендерному комитету следует подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы проект нормативно-правового акта по введению почетного знака «Поставщик по государственному заказу города Москвы» с вручением его на форуме.

И наконец, особого внимания заслуживает рекомендация утвердить новые ключевые показатели эффективности на 2013 год для лиц, ответственных за планирование, размещение и исполнение госзаказа. Как подчеркнул Андрей Шаронов, доля конкурентных процедур должна составлять 80–90%, контрактов с малым бизнесом – 15–20%, количество заявок на лот – 4–5, а допуск заявок на торги – 80–90%.

Конечно, не обошел докладчик вниманием и «тех, кто нам мешает». Под занавес он заявил, что «считает целесообразным Главному контрольному управлению провести оценку результатов проведенных процедур – префектурами ЦАО, ЮАО», где соответствующие показатели эффективности за прошлый год даже отдаленно не напоминают нормативные.


Текст: Феликс Бабицкий



Назад в раздел
ОЭККапиталГеопроектизысканияМД-групп
АбсолютАКСИТЕХ