НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Июльские перемены


Середина лета стала стартом для многих нововведений в сфере госзакупок

Большие изменения в закупочном законодательстве планировались еще в прошлом году. И в этом началась реализация предложенных Министерством финансов РФ поправок, одобренных в соответствующем порядке соответствующими структурами. Основной блок изменений вступил в силу в июле.

Цели и средства

Цель данных нововведений – привести законодательство в соответствие с реалиями. И в первую очередь здесь разумно упростить закупочный механизм, чтобы избежать ненужных или повторяющихся действий, сократить время на проведение каждой закупки. Это позволит интенсивно работать над реализацией национальных проектов, которые должны стать настоящим прорывом для нашей страны.

О такой необходимости говорили еще в начале года – на традиционном форуме-выставке «Госзаказ». Член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта Народного фронта «За честные закупки», депутат Госдумы РФ Антон Гетта отмечал тогда, что сроки проведения закупки в среднем составляют 50 дней и наша задача сегодня – сократить их до 30 дней со знаком минус, а в дальнейшем, может быть, и до 20 дней.

Однако задача – не только ускорить процедуры, но и наполнить весь процесс новым содержанием, более осмысленным, основанным на предыдущем опыте.

Некоторые изменения вступили в силу ранее июля. Это, например, поправки в законодательство о контрактной системе, внесенные на основании Закона № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 561 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они касались детского отдыха.

Суть поправок в том, чтобы допускать к организации детского оздоровительного отдыха только профессионалов. Для этого заказчики должны теперь проводить закупки данных услуг посредством проведения конкурса с ограниченным участием, потенциальные поставщики таких услуг обязаны пройти предквалификационный отбор.

Что изменилось?

Большой блок изменений введен с 1 июля, здесь много нового и интересного для всех участников закупочного рынка.

Например, отменен десятидневный перерыв после изменения плана-графика. Для сравнения: ранее при изменении плана-графика новое извещение можно было публиковать только через 10 дней за исключением закупок для ликвидации аварийных ситуаций.

Еще одно нововведение – в контрактной системе появился новый объект контроля. Это юридические лица, которые строят на субсидии из бюджета, не являясь при этом госзаказчиками. Ранее они не попадали под контроль по Закону 44-ФЗ.

Также с 1 июля вырос порог короткого аукциона. Его подняли до 300 млн руб., то есть в сто (!) раз. При этом порог по строительным работам увеличили до 2 млрд руб.

Напомним: короткий аукцион – это электронный аукцион с начальной максимальной ценой контракта, оговоренной в законодательстве. Он также характеризуется ускоренным, более коротким сроком проведения всей закупочной процедуры.

Если говорить о повышениях планки, то еще можно сказать о таком нововведении, как увеличение объемов малых закупок. В одном случае – до 300 тыс. руб., в другом (для лекарств) – до 1 млн руб. С июля поправками разрешено закупать за единицу товаров, работ и услуг. Ранее это было возможным только в исключительных случаях. А сегодня разрешено: не знаете объема – закупайте за единицу. Однако надо помнить, что до 1 октября по цене за единицу нельзя закупать лекарственные препараты.

Вступила в силу важная поправка для малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно нововведениям, им не нужно обеспечивать заявки. Однако есть оговорка: это в том случае, если данные участники предоставят из реестра контрактов сведения о наличии опыта исполнения контрактов за последние три года и сумма этих исполненных контрактов не меньше, чем начальная максимальная цена контракта нынешней закупки.

Что касается обеспечения заявок в целом, то теперь это можно сделать не только непосредственно деньгами, но и с помощью банковской гарантии. Это расширит поставщикам доступ к закупкам.

Важный вопрос, который поднимался профессиональным сообществом, экспертами рынка, чиновниками профильных министерств и ведомств, – заключение контракта со вторым участником без проведения дополнительной конкурентной процедуры, если расторгнут контракт с победителем. При проведении закупки сразу определяется условный поставщик № 2, которым можно заменить победителя без объявления новой закупки. Это очень экономит деньги и время.

Кроме того, отменен повторный запрос предложений. Такая поправка также рассчитана на экономию времени. Не поступили заявки на запрос – сразу можно, поставив в известность контролирующую организацию, закупать у единственного поставщика.

В поправках учли еще один важный аспект – перенос сроков завершения строительства. Об этом тоже говорилось на разных форумах с закупочной тематикой. До 1 июля действовал перечень случаев, когда это было возможно. Однако теперь перенос сроков допустим в любых случаях, но с оговоркой – если возникли непредвиденные обстоятельства.

Второй этап

Вторая часть поправок вступает в силу с 31 июля. Они касаются п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечисленным в этом пункте заказчикам (в том числе учреждениям образования, культуры) увеличили годовой и единовременный лимит для закупок у единственного поставщика. Для лимита годового сделали два варианта. Первый – на сумму не более 5 млн руб. Второй – не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб. Заключать контракты с единственным поставщиком можно будет до 600 тыс. руб.

В п. 13.ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе перечисляется, что можно закупать: «Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения,= исполнения, фонограммы».

Также с последнего дня июля нет необходимости размещать в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика. Обоснование контракта с единственным поставщиком тоже будет требоваться гораздо реже, чем до вступления поправок в силу. Например, обоснование не потребуется при закупке культурных ценностей для пополнения госфондов, на закупку произведений искусства определенных авторов и прав на них и т.д.

Кроме того, с конца июля, согласно новым поправкам, можно увеличивать сумму закупки лекарств до 1 млн руб. по решению врачебной комиссии. Это тоже солидный рост – в разы.

Еще часть поправок вступает в силу с 1 октября текущего года. Например, будет отменен план-график. За объединение плана и плана-графика высказывались в последнее время практически все эксперты и участники закупочного рынка: документы дублировали друг друга. И вот принято решение – заказчик будет составлять только план закупок.

Многие из участников закупочного рынка уже изучили и этот блок изменений. Мы поговорим о них немного позже. Когда сможем что-то сказать о том, насколько эффективными оказались поправки июльские, насколько удобно стало работать с ними заказчикам и поставщикам.

Текст: Ирена Татонова



Назад в раздел
ЭнергокомплексМОЭСКМосгазМосводоканал
АКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙ