НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Груз несостоявшихся торгов. Не стоит бояться конкурсов в электронной форме


Вступившие в силу с 1 января 2015 года поправки в ФЗ-44 содержат ряд сложностей как для заказчиков, так и для контролирующих органов. О вопросах, связанных с согласованием несостоявшихся закупок и закупок у единственного поставщика, а также о переходе на электронные торги рассказывает начальник отдела проверок государственных закупок Московского УФАС Владимир Мурашов.

– Владимир Олегович, с 1 января 2015 года в связи с изменениями в ФЗ-44 заключение госконтрактов по результатам несостоявшихся закупок в форме запроса котировок, а также электронного аукциона не относится к случаям, требующим согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. С какой целью были внесены эти изменения?

– Действительно, в целях регулирования контрактной системы в ФЗ-44 (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 498-ФЗ) внесены существенные изменения в части уточнения случаев, требующих согласования несостоявшихся закупок с контролирующим органом. В частности, исключено обязательное требование о согласовании несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме, а также несостоявшихся закупок в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 ФЗ-44 («Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами»). Необходимость такого согласования в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 («Согласование закупки у единственного поставщика») возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

– А что делать тем, кто не успел согласовать закупки у единственного поставщика до 1 января 2015 года?

– В совместном письме МЭР и ФАС от 20 января 2015 года (исх. № 658-ЕЕ/Д28и, АЦ/1587/15) дополнительно отмечается, что указанная норма также применяется и в отношении обращений по состоянию на 31 декабря 2014 года, когда решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принято не было.

Указанные обращения подлежат возврату в связи с отсутствием у ФАС и иных контрольных органов в сфере закупок полномочий на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в указанных случаях.

При этом такие контракты заключаются в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

– Насколько эффективны данные поправки в ФЗ-44? Они реально снизили нагрузку на органы антимонопольного ведомства по администрированию несостоявшихся торгов?

– Указанные изменения существенно снижают долю администрирования несостоявшихся закупок. На практике подавляющее количество закупок, проводимых московскими заказчиками, осуществлялось именно в форме открытого аукциона в электронной форме.

– А раньше было сложнее работать?

– Да. Ежеквартально в Московском УФАС подобных обращений рассматривалось более 2 тыс., что создавало существенную административную нагрузку как на «контролеров», так и на заказчиков.

– Эти поправки не повлияют на возможность участников торгов обращаться за законной защитой своих интересов в ваше ведомство, поскольку теперь не нужно согласовывать электронные аукционы с контрольными органами?

– Указанные поправки не исключают возможность любого участника закупки либо иного заинтересованного лица своевременно обращаться за защитой своих прав и интересов и обжаловать действия заказчиков, повлекшие за собой признание открытого аукциона несостоявшимся.

– Одна из главных тем в госзакупках – это переход на электронные торги. Какие сложности видит Московское УФАС при переходе конкурсов в электронную форму?

– Относительно перевода конкурсов в электронный формат. Законопроект по новым поправкам в ФЗ-44 (№ 623906-6), предусматривающий перевод в электронную форму всех открытых конкурентных процедур (конкурсов, запросов котировок и запросов предложений), планируется к рассмотрению в первом чтении Госдумой 17 февраля сего года.

Для заказчиков и участников закупок, регулярно практикующих проведение открытых аукционов в электронной форме, данный переход не должен вызвать больших затруднений. Несомненно, подготовка документов в электронном виде является наиболее оптимальной формой документооборота в сфере государственных закупок. Например, больше не потребуется регулярно получать выписку из ЕГРЮЛ для подачи каждой заявки, заверять большое количество учредительных документов, будет достаточно разместить данный документ при аккредитации на площадке и в дальнейшем обеспечивать актуализацию всех изменений. Положительно на прозрачности торгов скажется и возможность независимой регистрации площадкой поступления и содержания конкурсных заявок.

– Не боятся ли заказчики технических сбоев?

– Об этом стоит сказать несколько слов. Нарушения заказчиков и участников закупки при проведении процедур в электронной форме бывают связаны и с техническими сбоями функционала площадок – в таких случаях сторонам важно подкреплять доказательства отсутствия своей вины скриншотами самих сбоев и иными техническими средствами. Большой интерес представляет информационная система «Независимый регистратор», разработанная Минкомсвязи, которая позволяет записывать в режиме реального времени все действия, совершаемые на электронной площадке.

Надо отметить, что контролирующие органы также отмечают приоритет электронного документооборота.

Возможность оперативно блокировать процедуру в случае поступления жалобы, отправка уведомлений, запросов и решений в электронном виде значительно ускоряют административное взаимодействие и помогают участникам закупок своевременно защищать свои права и законные интересы.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
МосгазКростГлавУПДКМоскапстрой
СоюзЦентрАКСИТЕХ