НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

ФАС ликвидирует пробелы применения ФЗ-44. В ведомстве разъяснили правила госзакупок


В декабре 2014 года в связи с поступившими вопросами от участников госзакупок в ФАС о применении некоторых положений ФЗ,44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» антимонопольное ведомство подготовило целый ряд важных рекомендаций по применению определенных положений этого закона.

О проведении проверок

В случае признания закупки несостоявшейся контракт заключается при наличии согласования контрольного органа в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 «Осуществление закупки у единственного поставщика» ФЗ-44. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком установлен приказом МЭР от 13.09.2013 № 537. В соответствии с п. 11 Порядка рассмотрение поступившего обращения, в том числе на предмет соответствия проведенных процедур ФЗ-44, осуществляется контрольным органом. В соответствии с п. 12 Порядка по результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщиков, возможности заключения контракта с единственным поставщиком. Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения. Кроме того, п. 15 Порядка установлены случаи, при которых контрольный орган отказывает заказчику в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

В ФАС считают, что ФЗ-44 и Порядком не предусмотрено проведение контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Учитывая положения п. 12 Порядка, контрольным органом по итогам рассмотрения обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком принимается решение. При этом в целях всестороннего рассмотрения указанного обращения решение следует принимать коллегиально, для чего целесообразно утвердить комиссию, осуществляющую рассмотрение указанных обращений.

В ФАС также обращают внимание на то, что п. 15 Порядка установлен перечень нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявление контрольным органом которых влечет отказ в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, и существенно влияет на результат определения поставщика. Однако в случае если по итогам рассмотрения обращения или прилагаемых к нему документов контрольным органом выявлены нарушения, не повлиявшие на результат определения поставщика и возможность заключения контракта на условиях, установленных заказчиком, контрольному органу целесообразно рассмотреть вопрос о согласовании заключения контракта. При этом необходимо установить нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок и передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

О согласии участника закупки на поставку товара

При заключении контракта первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на поставку, в случае если он предлагает товар, в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Об этом говорится в подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 «Порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе» ФЗ-44. При этом участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.

В качестве примера можно привести поступившее в центральный аппарат антимонопольного ведомства обращение из Московского УФАС. Документацией об аукционе была предусмотрена поставка товара «Молоко «Домик в деревне» (или эквивалент), пастеризованное, жирность от 2,5 до 3,7%». Из примера следует, что в документации об аукционе в отношении поставляемого товара содержится только товарный знак и ряд показателей, а сведения о знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах отсутствуют.

Таким образом, в случае если участник закупки предлагает для поставки товар товарного знака «Домик в деревне», сведения о котором содержатся в документации об аукционе, заявка такого участника закупки может содержать исключительно согласие на поставку указанного товара. Однако в случае если участник закупки предлагает к поставке эквивалентный товар, то заявка такого участника помимо указанного согласия должна также содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ-44 в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам.

Приведенные положения ст. 33 ФЗ-44 устанавливают запрет на включение в документацию требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, исключительно в случае если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

О подаче одного предложения о цене контракта

Законом установлено, что в случае принятия аукционной комиссией решения о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, вторых частей заявок или о соответствии указанным требованиям только одной второй части такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69 «О рассмотрении вторых частей заявок при проведении электронного аукциона»).

В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем что комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только второй части заявки (в соответствии с ч. 3.1 ст. 71), контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
ОЭКМосводоканалСаториЭнергокомплекс
РоссийскийКоминвест-АКМТФУД