НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Тридцать лет на посту


ФАС России отмечает юбилей борьбы за честную конкуренцию

В середине июля 2020 года Федеральная антимонопольная служба РФ отметила свой 30-летний юбилей. Именно 14 июля 1990 года был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Это было первое антимонопольное ведомство, появившееся в нашей стране. С тех пор развитие конкуренции и борьба с монополизмом на рынке, контроль за госзакупками и предотвращение картельных сговоров находятся в сфере ответственности ФАС.

Праздники и будни

Однако, несмотря на торжественное настроение, работа ФАС не прекращается ни на минуту. Как заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев в интервью изданию «МК», 10 лет назад центральный аппарат ФАС вел около 2 тыс. антимонопольных дел в год, теперь — около 200 тыс.

Это свидетельство того, что в нашей стране в лучшую сторону изменились корпоративная культура и ценности. Сегодня почти все крупные компании, за исключением особо одиозных, имеют внутренний антимонопольный комплаенс: там работают комплаенс-офицеры, предотвращающие внутри компании нарушения антимонопольного законодательства. В результате нарушений на рынке становится меньше, – отметил Игорь Артемьев.

Одной из самых серьезных проблем на рынке госзакупок являются картельные сговоры. Прямо в дни, когда ФАС отмечала юбилей, Липецкое управление ФАС уличило две московские компании в антиконкурентном соглашении для поддержания цен на аукционах по организации питания, в том числе для учащихся. В результате реализации картельного сговора компании получили доход на сумму более 71 млн руб. Организациям в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ будут назначены административные штрафы. В отношении должностных лиц организаций правоохранительные органы проведут проверку на предмет совершения ими действий, нарушающих уголовное законодательство.

Это нарушение мы выявили в рамках проведения совместных мероприятий, – отметила руководитель Липецкого УФАС Ирина Поткина.

Она сообщила, что антимонопольщики совместно с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России создали рабочую группу, которая занимается вопросами недопущения, профилактики и противодействия нарушениям антимонопольного законодательства.

ФАС России уделяет пристальное внимание поддержанию конкуренции на социально значимых рынках, в том числе при организации питания для детей. Нарушения в этой сфере наносят удар не только по экономике отдельно взятых регионов России, но и по наименее защищенным слоям населения. Такая циничность картельщиков, безусловно, повлечет суровое наказание, – заявил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Жалобы обоснованные и не очень

К сожалению, часто ФАС фиксирует злоупотребления в закупочных процедурах, связанных со строительством объектов для детей. В частности, комиссия ФАС России рассмотрела жалобу корпорации «Атомстройкомплекс» на действия Управления капстроительства и Департамента государственных закупок Свердловской области при закупке работ по строительству школы на 1275 мест (г. Серов) с ценой контракта более 1,12 млрд руб.

Довод жалобы о неправомерном объединении в один объект закупки строительно-монтажных работ и поставки оборудования не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем в рамках проведения внеплановой проверки комиссия ФАС России выявила в проекте госконтракта неправомерное положение об обязанности подрядчика согласовывать с заказчиком виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, – уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.

Заказчику предписано исключить вышеуказанное положение при заключении государственного контракта.

Представители ФАС постоянно говорят, что они не имеют цели «кошмарить» одну из сторон закупочной процедуры.

Организация не стоит на однозначной позиции обвинения и не стремится каждую жалобу превратить в дело, желательно уголовное.

Не так давно ФАС России рассмотрела жалобу компании «Спецтехсервис Плюс» на действия Московского метрополитена имени В.И. Ленина и Департамента города Москвы по конкурентной политике при закупке услуг на сервисное обслуживание АСОТП «Игла» на вагонах электродепо с ценой контракта 3,3 млрд руб.

Согласно доводам жалобы, заказчик и уполномоченный орган ненадлежащим образом сформировали лот, некорректно установив объем услуг, подлежащих оказанию в рамках исполнения госконтракта, а также срок их оказания (в течение 25 лет). Кроме того, в жалобе компания сообщала об ошибочном расчете начальной (максимальной) цены контракта.

ФАС России отмечает, что контроль обоснованности проведения закупок, в том числе предусматривающий формирование НМЦК, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и находится вне компетенции антимонопольного ведомства.

Довод о ненадлежащем формировании лота не нашел своего подтверждения, поскольку срок оказания услуг в течение 25 лет обусловлен сроком окончания эксплуатации вагонов, на которых установлено оборудование.

Объем закупаемых услуг установлен в соответствии с потребностью заказчика, исходя из предмета закупки, и не противоречит Закону о контрактной системе. Таким образом, жалоба признана необоснованной, – сообщил заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Роман Семенов.

Часто бывает так, что одна из сторон не согласна с решением антимонопольного органа и обращается в суд, как это сделало ОАО «РЖД».

Ранее в ФАС России поступила жалоба компании «Снабус» на действия ОАО «РЖД» при закупке услуг по текущему содержанию пути Красноярской дирекции инфраструктуры с начальной (максимальной) ценой контракта почти 300,3 млн руб.

Комиссия ФАС России установила, что компании было неправомерно отказано в допуске к торгам. По мнению заказчика, в составе заявки участника была представлена недостоверная информация – данные о юридическом адресе, поскольку они не совпадали с данными из выписки Единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 4 Закона о государственной регистрации, ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом, в рассматриваемом случае – Федеральной налоговой службой. Таким образом, исключительно ФНС России вправе устанавливать недостоверность сведений о юридическом лице.

Так, экспертная комиссия заказчика, установив недостоверность сведений об адресе и фактическом местонахождении компании, незаконно и необоснованно присвоила себе функции уполномоченного государственного органа, что является нарушением как требований законодательства о государственной регистрации, так и норм Закона о закупках, – уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.

Кроме того, ОАО «РЖД» не представило доказательства, однозначно подтверждающие предоставление ООО «Снабус» в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию относительно адреса места нахождения и юридического адреса. Действия заказчика противоречат подп. 2 п. 32 Положения о закупке, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и нарушают требования ч. 6 ст. 3 ФЗ-223.

Арбитражный суд города Москвы под-держал решение ФАС России в полном объеме и отказал ОАО «РЖД» в удовлетворении заявленных требований.

«Любители» попались

Однако иногда дела против картелей оказываются уголовными. Как отметил в своем интервью Игорь Артемьев, «некоторые любители картелей уже попали за решетку». В начале июля Октябрьский районный суд г. Новосибирска огласил обвинительный приговор в отношении участников картеля на торгах ФГБУ«НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина»Минздрава России.

Напомним, уголовное дело в отношении директоров ООО «Компания ФИТО»и ООО «Терра», а также уголовные делав отношении заместителя директора по науке НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина, директора медучреждения и его жены были возбуждены после того как Новосибирское УФАС России установило и доказало наличие антиконкурентных соглашений.

С помощью программного обеспечения «Большой цифровой кот» ФАС России дистанционно выявила признаки антиконкурентного соглашения и передала Новосибирскому УФАС полномочия по рассмотрению материалов дела, а также по проведению внеплановых проверок в отношении ООО «Компания ФИТО» и ООО «Терра».

Антимонопольный орган установил, что организации договорились о поддержании цен на торгах, проводимых медицинским центром, создавали видимость конкурентной борьбы, допуская снижение максимальной стоимости контракта не более чем на 0,5%.

Соглашение было реализовано на 437 аукционах по поставке лекарственных средств, медизделий, пищевых продуктов и на оказание услуг по перевозке лекарств для нужд ФГБУ «НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России на сумму более 500 млн руб.

Это уже пятый приговор по уголовно наказуемым картелям. Это дело показательно с точки зрения наказания виновных лиц: компаниям назначены крупные административные штрафы, должностные лица осуждены в уголовном порядке. Надеюсь, этот пример станет уроком для всех, кто намеревается договариваться о ценах и разделе рынка. Это становится не только невыгодно для собственного кармана, но и чревато лишением свободы – следующее наказание за картель может оказаться уже не условным, – прокомментировал Андрей Тенишев.

Однако уголовное наказание встречается все же не так часто. Как неоднократно заявлял Андрей Тенишев, ведомство старается воздействовать на потенциальных нарушителей другими способами. И надо сказать, такая политика приносит свои плоды.

Текст: Дмитрий Симонов; Фото: Олег Паршин



Назад в раздел
МИЦСаториГеопроектизысканияОЭК
ВКАКСИТЕХ