НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Берется ли в расчет сумма договоров организации с СМСП без проведения конкурсных процедур при определении 10% совокупного объема договоров, который организация обязана заключить?

Бюджетное учреждение осуществляет закупки в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Также на него распро­страняет свое действие постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Основные закупки происходят путем заключения договоров с единственным поставщиком. Включается ли в 10% совокупного объема договоров, которые организация, осуществляющая свои закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, обязана заключить только с субъекта­ми малого предпринимательства, сумма тех договоров, что заключаются с субъектами малого и среднего предпринима­тельства без проведения конкурентных процедур (у единствен­ного поставщика)?

К сожалению, однозначно ответить на ваш вопрос не пред­ставляется возможным, однако можно высказать экспертное мнение по изложенной проблеме.

Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Правительство РФ вправе установить, в частности, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закуп­ке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуще­ствить у таких субъектов, и порядок расчета указанного объ­ема. Положение об особенностях участия таких субъектов в закупке, годовом объеме закупки и порядке его расчета утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

Согласно п. 5 положения, годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупно­го годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказ­чиками с СМСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подп. «б» п. 4 положения (то есть закупок, участниками которых могли являться только СМСП), дол­жен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчи­ками по результатам закупок.

По смыслу норм Закона № 223-ФЗ и положения под сово­купным годовым стоимостным объемом договоров, по всей видимости, понимается общая сумма стоимости (цен) всех договоров, заключенных заказчиком в отчетном году (за исключением указанных в п. 7 положения).

В Законе № 223-ФЗ отсутствует определение понятий «закупка», «участник закупки». Вместе с тем из ряда положе­ний Закона № 223-ФЗ, в частности из п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 этого закона, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора, а под закупкой в Законе № 223-ФЗ понимается процедура выбора контр­агента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Закон № 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки, не определяет усло­вия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их при­менения. Он называет только некоторые из возможных спо­собов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), в том числе закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Выбор способа закупки, процедуры выбора контрагента и заключения с ним догово­ра определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика. Под участником же закупки в Законе № 223-ФЗ понимается любое лицо, участвующее в процедуре закупки, в том числе в качестве единственного контр­агента в случае осуществления закупки неконкурентным способом. Представляется, что именно в таком значении эти понятия используются и в положении.

Действительно, из положения не следует, ограничен ли перечень способов осуществления закупок, указанных в подп. «б» п. 4 положения (то есть тех, участниками которых могут быть только СМСП), лишь конкурентными процеду­рами. В качестве косвенных оснований для такого вывода могут восприниматься п. 11, 18, 19, 20, 23, 24, 26 положения, где применительно к закупкам, указанным в подп. «б» п. 4 положения, упоминаются лишь конкурентные процедуры, но не закупки у единственного контрагента. Кроме того, надо не забывать, что именно такой порядок установлен положениями Закона № 44-ФЗ, в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 которого закупки у единственного поставщика не учитываются при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Поскольку принципиально подобный подход не исключен, а оценить судебную перспек­тиву решения спора о возможности учета закупок у един­ственного контрагента, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства, при расчете объема закупок, предусмотренных подп. «б» п. 4 положения, не представля­ется возможным, наиболее безопасным для заказчика, без­условно, является проведение достаточного для соблюдения п. 5 положения количества конкурентных процедур, участ­никами которых могут быть только СМСП.

Вместе с тем нельзя не отметить, что ни Закон № 223-ФЗ, ни положение не содержат прямого указания на то, что под закупками, участвовать в которых могут только СМСП, в подп. «б» п. 4 положения понимаются исключительно закупки, осуществленные конкурентными способами. Как уже отмечено выше, закупка у единственного контрагента также является закупкой, а сам такой контрагент — участ­ником закупки. Следовательно, если в соответствии с п. 20 положения в извещении о закупке, осуществляемой у един­ственного контрагента, а также в документации о закупке заказчиком указано, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, как представляется, нет никаких осно­ваний для того, чтобы не рассматривать соответствующую закупку как осуществляемую в соответствии с подп. «б» п. 4 положения. Разумеется, для того чтобы такая закупка могла учитываться при расчете 10%-ного совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП, информация о ней должна быть опубликована на официальном сайте (см. письмо Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № Д28и-2498, письмо Минэкономразвития РФ от 09.07.2015 № Д28и-2073).

Еще раз следует подчеркнуть, что ни один из приведенных подходов не вытекает прямо из положений нормативных актов. Каких-либо разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу обнаружить не удалось, а вышеизложенное является исключительно экспертным мнением. За разъяснениями по вопросу применения п. 5 положения вы можете обратиться в Министерство эконо­мического развития РФ и Федеральную антимонопольную службу России.

Алексей Александров и Татьяна Чашина,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

ОЭКМосгазМоскапстройКапитал
ВКШколаДоркомэкспо