При невыполнении требования по объемам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (18% — общий объем закупок; 10% — закупки только среди субъектов малого и среднего предпринимательства), организации придется работать по Закону № 44-ФЗ вместо Закона № 223-ФЗ. ООО подпадает под действие Закона № 223-ФЗ, а в связи с тем что участник ООО — банк (ПАО), то ООО подпадает и под действие Закона № 44-ФЗ. Учитываются ли для целей применения ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в 2017 году закупки, осуществляемые у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году? Данная норма в указанных в ней случаях обязывает осуществлять в соответствии с Законом № 44-ФЗ все закупки или только закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства?
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, а также, в частности, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов. Соответствующие особенности и годовой объем предусмотрены положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.
Согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 года (подп. «в» п. 3 ст. 42, ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ), в ряде случаев, в том числе в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном положением, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.
На сегодняшний день отсутствуют какие-либо официальные разъяснения либо правоприменительная практика, касающиеся указанной нормы. Поэтому в рамках данной консультации можно высказать исключительно экспертное мнение по заданным вопросам.
Ни ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ни иные положения законодательства не устанавливают, что предусмотренные приведенной нормой последствия не применяются в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить в установленном объеме закупки у СМСП в течение 2016 года, либо применяются лишь с 1 февраля 2018 года. Следовательно, недостижение заказчиком необходимого объема закупок у СМСП по итогам 2016 года будет являться основанием для применения ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Как видно из этой нормы, в указанных в ней случаях положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным. Положения Закона № 223-ФЗ не предусматривают случаев, когда указанные в ч. 2 ст. 1 этого закона лица (заказчики) могут осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в отсутствие размещенного в Единой информационной системе положения о закупке. Напротив, отсутствие такого положения при любых закупках влечет необходимость применения правил, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (см., в частности, ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). Именно в этом контексте, как представляется, должно пониматься и включенное в ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ указание на то, что заказчики, чьи положения о закупке считаются неразмещенными в ЕИС, при закупке руководствуются правилами Закона № 44-ФЗ. По смыслу приведенной нормы соответствующие правила должны применяться ко всем закупкам таких заказчиков, а не только к тем, которые осуществляются ими у СМСП.