Администрация поселения разместила муниципальный заказ в виде аукциона с начальной ценой 10 млн руб. с НДС. Аукцион выиграл участник, предложивший цену 9,5 млн руб. Победитель находится на УСН.
Контрактом и прилагаемой к нему сметой предусмотрена оплата контракта по цене 9,5 млн руб. без НДС. По результатам выполнения работ подрядчик представил заказчику сметный расчет за минусом НДС на сумму 9 млн руб. В соответствии с условиями контракта цена может быть изменена в случаях, предусмотренных законодательством.
Как администрации поселения оплатить выполненные работы по твердой цене контракта? Как оформить акты выполненных работ? Можно ли подрядчику предложить выполнение дополнительного объема работ, чтобы объем соответствовал стоимости работ (9,5 млн руб.)?
В приведенной ситуации выполненные работы, предусмотренные контрактом, подлежат оплате по установленной в контракте цене. Оснований для уменьшения этой цены, равно как и для увеличения предусмотренного контрактом объема работ, не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 указанного закона).
Таким образом, цена контракта, заключенного с победителем электронного аукциона, является твердой и может быть изменена лишь в случаях, предусмотренных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Отметим, что эти ограничения фактически дополняют общее правило, установленное п. 6 ст. 709 ГК РФ, согласно которому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
При проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, только обосновывает начальную (максимальную) цену контракта. Из ст. 32, ч. 4 ст. 68, ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ следует, что непосредственно цена контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, определяется предложением контрагента, установленного по итогам аукциона. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке. При этом согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, причем выделение этих составляющих законом не предполагается.
Ни одна из указанных норм не позволяет заказчику изменить цену контракта или уплатить исполнителю иную сумму за фактически выполненные работы по сравнению с предусмотренной контрактом ценой в зависимости от фактических расходов подрядчика. Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ, в случаях когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Приведенные в вопросе обстоятельства о наличии такого основания не свидетельствуют.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы, составляющие предмет заключенного сторонами контракта, в соответствии с установленной контрактом ценой (сметой).
Ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Предъявление НДС к уплате заказчику (покупателю) является обязанностью, предусмотренной налоговым законодательством, исполнение которой не зависит от того, выделена ли сумма этого налога в договоре. При этом в рассматриваемой ситуации указание в контракте на то обстоятельство, что его цена определена с учетом НДС, должно рассматриваться исключительно в качестве меры, направленной на предотвращение неопределенности по вопросу о размере цены договора, о наличии или отсутствии у подрядчика права предъявить к уплате покупателю сумму НДС сверх согласованной сторонами стоимости товаров (работ, услуг).
Закон № 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию — источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).
Независимо от применяемой контрагентом системы налогообложения заказчик не вправе требовать уменьшения этой цены по той причине, что подрядчик освобожден от обязанности уплаты НДС в соответствии с НК РФ. Это подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов. Так, в п. 8 — 11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 29.08.2014 № 02-02-09/43300, письма Минфина России от 05.09.2014 № 03-11-11/44793 (см. также, например, письмо Минэкономразвития России от 20.11.2014 № Д28-2549, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 № Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 31.10.2014 № ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 № Д28и-2419, от 12.12.2014 № Д28и-2787, от 23.12.2014 № Д28и-2727, от 18.12.2015 № Д28и-3785).
Таким образом, если в приведенной ситуации работы подрядчиком выполнены полностью и приняты заказчиком без замечаний, они должны быть оплачены по цене, предусмотренной контрактом: 9,5 млн руб. без учета НДС, несмотря на то что в представленных подрядчиком документах указана меньшая сумма (9 млн руб.). В актах выполненных работ, в том числе в формах № КС-2, КС-3, должна быть отражена стоимость работ в соответствии с условиями контракта на сумму 9,5 млн руб. без учета НДС.
Как отмечено выше, условия контракта о цене и объеме работ могут быть изменены лишь в случаях, предусмотренных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ. Положениями этого закона не предусмотрена возможность приобретения дополнительного объема работ в пределах определенной контрактом цены. Однако согласно подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, стороны вправе снизить цену контракта без изменения предусмотренного контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта, если такая возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (п. 77 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889). Сама по себе формулировка «цена может быть изменена в случаях, предусмотренных законодательством» не свидетельствует о том, что стороны предусмотрели в контракте возможность снижения его цены в порядке, определенном подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, поэтому, на наш взгляд, в приведенной ситуации стороны не вправе заключить соглашение о снижении цены контракта без изменения объема работ.
Алексей Александров и Надежда Верхова, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ