НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Рыбное место. В Москве прошел II Всероссийский гастрономический фестиваль


Ведущие рыбодобывающие и перерабатывающие компании России представили свою продукцию на московском фестивале «Рыбная неделя», который прошел в столице с 13 по 22 мая.

Семь площадок гастрономического фестиваля были посвящены ключевым российским портам. Возле ЦУМа, на Кузнецком Мосту расположился «Порт Калининград», в Новопушкинском сквере – «Порт Севастополь», на Арбате – «Порт Владивосток», а на Пушкинской площади – «Порт Астрахань» и др. Здесь работали рыбные павильоны, где можно было купить различные виды отечественной рыбной продукции. Во время фестиваля в продовольственных магазинах были открыты специальные рыбные секции, а в ресторанах и кафе предлагалось фестивальное меню из российских рыбопродуктов.

«Рыбные» улицы

Главная цель фестиваля – продвижение качественной отечественной рыбной продукции на московском рынке.

– Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше рыбы появилось на московских прилавках, чтобы как можно больше москвичей узнали о российской продукции и могли ее свободно купить, – рассказала заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина на открытии фестиваля, состоявшемся на Кузнецком Мосту.

По словам Натальи Сергуниной, важно, чтобы люди могли не просто купить продукцию, но также погулять по Москве, узнать больше о российских портах и городах, которые участвуют в добыче рыбы.

Всего на фестивальных площадках разместилось более 50 торговых и ресторанных шале. Свои товары в Москву привезли свыше 40 компаний из Мурманской, Калининградской, Тюменской и Астраханской областей, из Крыма и с Дальнего Востока. При этом всю рыбную продукцию можно было купить по привлекательным ценам, со скидками до 50%.

– Для нас, конечно, именно внутренний рынок является приоритетом, и мы надеемся, что вся рыбная продукция, которая вылавливается в морях и океанах нашими российскими рыбаками, будет востребована на рынке, – добавил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. Всего за время «Рыбной недели» было продано 1,5 тыс. т рыбной продукции.

Помимо прочего, власти подготовили для гостей фестиваля большую развлекательную программу. Москвичи самостоятельно ловили рыбу из больших аквариумов, коптили ее и учились варить уху. Прекрасную половину человечества на мастер-классах учили правильно разделывать и готовить разные виды рыб, также все желающие смогли больше узнать о рыболовстве и принять участие в викторинах и конкурсах. Любителям деликатесов предложили попробовать редкую рыбу-лапшу, привезенную с Дальнего Востока, а также чира, пыжьяна, язя, зубатку, трубача и другие малознакомые москвичам виды рыб. Новинками фестиваля в этом году стали устрицы и мидии из Краснодарского края и Крыма, а также черная икра из аквакультурных хозяйств, выращивающих осетров. Также здесь можно было купить консервы из сибирской, камчатской и калининградской рыбы – язя, муксуна, ряпушки, нельмы. Посетители фестиваля «Рыбная неделя» могли закоптить свежую рыбу прямо в центре Москвы. Заказы горожан принимали четыре коптильни – на Пушкинской площади, в Новопушкинском сквере, на площади Революции и Кузнецком Мосту.

Как рассказал представитель оргкомитета «Рыбной недели» Дмитрий Стефкин, стоимость копчения была включена в цену рыбы, которая продавалась на специальных лотках фестивальных развалов. Он сразу предупредил, что на торговых площадках не будут разделывать крупную рыбу (весом от трех кг и больше), так как в центре города нет условий для утилизации рыбных отходов.

Рынки не остались в стороне

Также во время фестиваля в продовольственных магазинах появились специальные рыбные секции, а рестораны и кафе подготовили меню из российских морепродуктов.

Свыше 1,5 тыс. магазинов, 400 предприятий общественного питания и 26 столичных рынков приняли участие в проекте. Например, на Даниловском рынке в дни фестиваля можно было купить рыбу из хозяйств Мурманской и Ростовской областей, дальневосточную, черноморскую рыбу, а в кафе заказать рыбные блюда. На Домодедовском рынке (пересечение Каширского шоссе с Ореховым бульваром) в дни работы фестиваля выступали русские народные коллективы. На Черемушкинском рынке (улица Вавилова, владение 64/1) покупателей учили разделывать рыбу. На рынке у станции метро «Теплый Стан» (Новоясеневский проспект, дом 1б) была открыта фотовыставка «Рыба России», а спустя несколько дней здесь прошел мастер класс по разделке лосося, хариуса и сига. Посетителей Ленинградского рынка (улица Часовая, владение 11/3б, строение 1) ожидала дегустация ухи, а стоимость рыбы для ее приготовления в этот день была на 7% ниже обычной. Многие рынки приготовили специальную программу для детей. Так, на Битцевском рынке (площадь у станции метро «Новоясеневская») прошли викторина и дегустация рыбной продукции, а на Велозаводском рынке несколько дней были объявлены днями юного рыбака – здесь дети могли сами поймать рыбу из аквариума.

По словам руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, в этом году в Москве запланированы два рыбных фестиваля – второй пройдет в сентябре.

– Прошлогодний фестиваль был достаточно знаковым не только для Москвы, но и для всей страны. В этом году мы рассчитываем превзойти показатели прошлого года и по количеству участников, и по объемам продукции, которая будет реализована, – отметил Алексей Немерюк.

– На площадках фестиваля будет представлена многообразная продукция в разной ценовой категории. Говорить о том, что какая-то редкая рыба стоит очень дешево, я не хотел бы. Та же самая сосьвинская селедка в 2015-м продавалась по 4,5 тыс. руб. Я думаю, что мы постараемся сохранить ценовую политику на том же уровне, что и прошлом году, – сказал он.

Пир на весь мир

На ярмарке «Порт Калининград» фестиваля «Рыбная неделя» сварили котел ухи объемом 350 л. Он стал самым большим в Москве. Всего за полчаса на Кузнецком Мосту раздали почти две тыс. порций ухи из нерки, краба-стригуна и булгура по особому дальневосточному рецепту. Краба-стригуна для ухи поймали в Охотском море, а нерку – в прибрежных водах Камчатки.

Карта площадок «Рыбной недели» была опубликована на портале открытых данных, а увидеть, насколько там много людей, и выбрать удобное время для посещения можно было с помощью сервиса «Окно в город».

Показательный результат


Впервые «Рыбная неделя» прошла весной прошлого года. Тогда на ее площадках побывало более пяти млн человек, а спрос на рыбу в торговых сетях вырос на 20–30%, а по некоторым позициям – более чем в два раза.

Как сообщила руководитель пресс-службы Федерального агентства по рыболовству Ксения Тимакова, прошлый год показал рекордный вылов за последние 15 лет. Благодаря усилиям рыбаков добыто более 4,4 млн т, что на 5,5% больше показателя 2014 года. Также наблюдается рост внутреннего производства рыбной продукции. По предварительным данным Росстата, объем производства составил более 3,8 млн т – на 2,5% выше, чем в 2014 году. Кроме того, увеличились поставки на внутренний рынок. Особенно эта тенденция заметна на примере тихоокеанской сельди и лососей. Например, во время «красной путины» на Дальнем Востоке добыто 375 тыс. т лососевых, а экспортировано всего около 37 тыс. т продукции, сельди было выловлено более 430 тыс. т, при этом экспорт мороженой сельди в 2015 году сократился на 22,4% – до 132 тыс. т.

Ксения Тимакова отметила, что увеличился вылов тех водных биоресурсов, которых в большей степени коснулись ограничения на ввоз – кроме сельди и лососевых, это мелкосельдевые виды рыб (килька и шпрот, хамса и др.), креветка, скумбрия и сардина. Так, объем добычи мелкосельдевых вырос на 68%, до 110,6 тыс. т, мойвы – на 68,7%, до 46,4 тыс. т, креветки – на 23,5%, до почти 15 тыс. т, скумбрии – на 10%, до 215 тыс. т, ставриды – на 42,6%, до 105 тыс. т. Это позволило компенсировать часть выпавшего импорта.

– По нашим оценкам, предложение отечественной продукции в рознице выросло до 65% против 50% годом ранее, расширился и ассортимент. В магазинах появилась дальневосточная рыба – кета, кижуч, нерка, а также рыба из других приморских регионов, например, черноморская хамса, азовская тюлька, мурманская треска и пикша, в регионах активизировался спрос на местную рыбу. В 2016 году положительная динамика добычи сохраняется, по состоянию на 17 мая добыто 1,85 млн т – на 1,4% больше уровня прошлого года. Рассчитываем, что тенденция будет развиваться, в том числе за счет повышения уровня вылова недоосваиваемых водных биоресурсов, таких как кальмары, некоторые виды креветок, макрурусов, пресноводных видов рыб. Значительную прибавку – примерно в 150–200 тыс. т – может дать возобновление промысла сардины, иваси и скумбрии. Уже в этом году рыбопромышленники начнут освоение этих перспективных объектов, – рассказала Ксения Тимакова, добавив, что для стимулирования развития рыбохозяйственного комплекса и роста основных отраслевых показателей Росрыболовством подготовлены изменения в законодательную базу.

Поправки касаются увеличения порога освоения долей квот с 50 до 70%, продления срока их закрепления за пользователями с 10 до 15 лет, изменения режима прибрежного рыболовства в части обязательной поставки уловов в свежем и охлажденном виде (рыбаки при этом получают прибавку к квоте).

Особое внимание в законопроекте уделено обновлению основных материально-технических мощностей рыбохозяйственного комплекса. Планируется выделить 20% от общего объема квот на инвестиционные цели – строительство нового рыбопромыслового флота на российских верфях и береговых рыбоперерабатывающих фабрик.

Ксения Тимакова отметила, что в импортозамещение внесет вклад и товарное рыбоводство. В 2015 году была проделана большая работа, с тем чтобы в 2016 году объем производства аквакультуры увеличился: формируются и распределяются новые рыбоводные участки, из федерального бюджета выделены средства на поддержку инвестиционных проектов и на развитие уже существующих хозяйств. К 2020 году планируется как минимум вдвое увеличить производство товарной рыбы – до 315 тыс. т.

– Конечно, задача полного импортозамещения перед нами не стоит, так как есть виды рыб, которые просто не добываются российскими рыбаками, например, тунец. Поэтому, если говорить в целом, ресурсная база водоемов Российской Федерации способна полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, при этом сохраняя и экспортные поставки. Но потенциал для наращивания доли российской рыбы на прилавках еще высок. Другой вопрос – розничные цены на готовую рыбную продукцию, на формирование которых влияют курс валюты и политика торговых компаний. К сожалению, есть вопросы и по качеству, и даже безопасности продуктов. При этом значительная часть нарушений санитарных норм происходит именно из-за неправильного хранения в оптово-розничном звене, а не по вине производителей. Политика многих торговых сетей такова, что при формировании ассортимента полки ориентир зачастую делается на цену, а не на качество. Поэтому необходимо создать систему прослеживаемости продукции по всей цепочке – от моря до прилавка, так как температура хранения и транспортировки должна соблюдаться на всех этапах движения рыбы. Полезным инструментом считаем и внедрение добровольной сертификации, – подчеркнула представитель Росрыболовства.

Вместе с задачей развития цивилизованной торговли рыбой, контроля за качеством стоит важная цель – продвижение отечественной рыбной продукции. В прошлом году Росрыболовством разработана программа под названием «Русская рыба», которая направлена на популяризацию российской рыбы, на повышение ее доступности для населения, на формирование привычек здорового питания.

Гастрономический фестиваль «Рыбная неделя» в Москве подтвердил высокий интерес и спрос на отечественную рыбу и морепродукты. Следующий фестиваль запланирован в Москве на сентябрь: ожидается, что тогда пройдет основной этап лососевой путины на Дальнем Востоке и рыбные хозяйства привезут в столицу самую свежую красную рыбу и икру.


Назад в раздел
ИНАГеопроектизысканияОЭККапитал
Коминвест-АКМТЛокоБанкЦентрДоркомэкспо