Этим вопросом задались на Московском урбанистическом форуме, который прошел в мегаполисе в конце июня – начале июля. Здесь был организован мозговой штурм по вопросам архитектурной политики в стране и в столице в частности.
Департамент градостроительной политики подвел итоги конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» по итогам 2015 года. Конкурс проводится с 2000 года и за минувшие годы он стал значимым событием для всего инвестиционно-строительного сообщества, теперь быть победителем или лауреатом этого состязания весьма престижно.
Посчитать смету в строительстве – задача сложная. Почти невозможно точно определить, сколько будет стоить ремонт в квартире, а уж когда речь идет о крупных строительных проектах, то тут все идет по нарастающей. Тем не менее столичным властям удалось достичь в этом существенных успехов.
Прошедший в столице 10 сентября День города надолго запомнится москвичам. Именно в этот день открылось, а если быть точным, возобновилось пассажирское движение по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД), которая теперь стала называться Московское центральное кольцо (МЦК). Значимость этого события, видимо, предстоит оценить нашим потомкам.
В рамках работы Московского урбанистического форума (МУФ) в этом году столичный Департамент градостроительной политики представил новые электронные сервисы в строительной сфере, а также проекты Правительства Москвы, направленные на упрощение взаимодействия застройщиков с органами исполнительной власти. В ходе работы форума Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) также презентовал свое исследование по снижению административных барьеров в области строительства. Исследование было проведено по заказу АНО «Московский урбанистический форум» в рамках работы Московского центра урбанистики «Город».
В России сейчас одновременно реализуется множество масштабных проектов в самых разных сферах, начиная с создания транспортной инфраструктуры и инновационных кластеров и заканчивая крупными спортивными событиями. Их воплощение в жизнь требует значительных ресурсов, в том числе и финансовых. Текущая макроэкономическая конъюнктура ограничивает доступность заемных средств, что резко повышает риски для подобного рода проектов. На Московском урбанистическом форуме в рамках дискуссии «Реализация крупных инвестиционных проектов. Как привлечь длинные деньги?» ее участники пытались найти ответ на вопросы: как привлечь инвестиции в крупные инфраструктурные проекты? Какие существуют альтернативные источники финансирования, если финансовые рынки недоступны?
Президиум Правительства Москвы рассмотрел итоги реализации городской госпрограммы «Градостроительная политика» на 2011–2015 гг., а также ход исполнения аналогичной программы на 2012–2018 гг. Вопросы градостроительства обсуждались на заседании президиума, прошедшего 28 июня под председательством Мэра Москвы Сергея Собянина. С докладами по указанным вопросам выступил заместитель Мэра по строительству и градостроительной политике Марат Хуснуллин. В ходе заседания были подведены итоги строительства жилья, социальных объектов и дорожно-транспортной инфраструктуры за последние пять лет, а также перечислен ряд задач на ближайшее будущее. Озвученные данные показали, что, несмотря на все кризисные явления в экономике, Стройкомплекс Москвы активно работает, не снижая, а иногда даже повышая темпы развития.
Самые молодые округа Москвы – Троицкий и Новомосковский – демонстрируют сегодня, пожалуй, и самые динамичные темпы развития. На присоединенных чуть более четырех лет назад территориях возводятся сотни тысяч квадратных метров жилья, строятся офисные и торговые центры, спортивные сооружения и социальные объекты, автомобильные дороги и станции метрополитена. О том, что лежит в основе успешной реализации планов города в Новой Москве, мы побеседовали с заместителем префекта ТиНАО по вопросам строительства и имущественно-земельных отношений Ильей Исаевым.
Город успешно борется с долгостроями, избавляется от излишней бюрократии в строительстве и готовится к обновлению городских набережных. Об особенностях градостроительного развития столицы в преддверии Дня строителя рассказал руководитель Департамента градостроительной политики СЕРГЕЙ ЛЁВКИН.
О том, как в городе осуществляется строительство, ведущееся на внебюджетные средства, что изменится в работе инвестиционно-строительной отрасли с принятием поправок в Закон о долевом строительстве, а также нового Закона о развитии промзон, как идет работа Градостроительно-земельной комиссии и как город выполняет свои обязательства по договорам ликвидированного Департамента инвестиционных программ строительства, рассказал руководитель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста) Константин Тимофеев.
Москва сегодня хорошеет: строится, реконструируется и благоустраивается, прирастает новыми высокотехнологичными объектами, жильем, большими зонами отдыха и уютно обустроенными уголками. Все это гармонично вписывается в деловой городской ритм и архитектурные особенности российской столицы. Однако этому предшествует большая работа с самими горожанами. Ведь прежде всего город должен быть удобен для проживания самих москвичей. Для этого необходима обратная связь. Как строится эта работа? Об этом «Московские торги» беседуют с председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) Юлианой Княжевской.
С тех пор здесь началась совсем другая жизнь: ударными темпами возводятся недвижимость и социальные объекты, благоустраиваются парки и прокладываются дороги. Когда Москва расширила свои границы, кое-где раздавались голоса о том, что город не сможет освоить новые территории, что они так и повиснут на столице непомерным грузом. Однако спустя четыре года можно твердо сказать, что эти прогнозы не оправдались. Новая Москва находится на пути устойчивого развития. О планах на будущее в интервью корреспонденту «Московских торгов» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Объемы строительства за счет средств городского бюджета, вопреки кризису, впечатляют. И все-таки главное событие нынешнего года – это запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (прежнее название – МКЖД). Это наземная внутригородская железнодорожная линия протяженностью 54 км с 31 станцией на ней. Мы беседуем с руководителем Департамента строительства города Москвы Андреем Бочкарёвым.
От работы столичного Стройкомплекса во многом зависит экономика всей Москвы. Сейчас в городе реализуется несколько больших проектов, которые способны изменить облик российской столицы. Именно поэтому власти города делают все для четкой и плодотворной работы всех предприятий, связанных со строительством. О том, как это происходит, рассказывает заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Улучшение внешнего облика городских кварталов, повышение комфортности проживания горожан – таков новый подход к развитию городской среды, который преобладает с момента прихода к руководству Строительным комплексом столицы Марата Хуснуллина.
В конце июня в Правительстве Москвы подводились итоги реализации государственной программы города «Градостроительная политика на 2011–2015 годы». Эта программа от начала до конца воплощалась в жизнь под руководством Марата Хуснуллина, вошедшего в состав столичного Правительства в конце 2010 года. Вот почему ее ключевые показатели, достигнутые во многом благодаря его личному участию и правильной расстановке приоритетов, могут стать оценкой первых пяти лет пребывания Марата Шакирзяновича на посту заместителя Мэра Москвы. И оценка выходит очень высокой
Строительству социальных объектов столичные власти уделяют повышенное внимание. Ведь от наличия рядом детского сада, школы или больницы зависят комфорт и качество жизни граждан. По словам Марата Хуснуллина, за минувшие пять лет в Москве было построено 380 социальных объектов.
Строительство спортивных объектов в столице во многом определяется грядущим в 2018 году Чемпионатом мира по футболу. Это знаковое событие в нашей стране проводится впервые, что накладывает на власти Москвы, где пройдет финал мундиаля, серьезную ответственность.
Транспортная инфраструктура – это кровеносные сосуды города, от которых зависит его нормальная работа. Как обеспечить бесперебойное движение? Ответ на этот вопрос ищут не только в Москве – проблема пробок для любого крупного города стоит на первом месте. Решить ее, в частности – в Москве, мешает недостаточная площадь дорожной сети – в два три раза ниже, чем в любом другом мегаполисе мира. Отсюда и важность строительства дорог, развязок, тоннелей и прочих объектов транспортной инфраструктуры в столице. Продвинуться в этом направлении в городе удалось после того, как столичный Стройкомплекс возглавил Марат Хуснуллин.
Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин работает в Москве с 2010 года. Сначала он был назначен руководителем Департамента городского строительства города Москвы, чуть позже – заместителем Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства. В марте 2011 года он стал председателем Коллегии по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы. В том же году возглавил городскую комиссию по пресечению самовольного строительства. С 1 июля 2012 года, с момента присоединения к Москве части территорий Московской области, Хуснуллин также курирует строительную политику в Новой Москве. В январе 2013 года он встал во главе вновь созданного Архитектурного совета, который должен контролировать реализацию единой градостроительной и архитектурной политики в городе.