НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Экзамен для строителей. ГКУ «Дирекция по строительству и реконструкции ДОгМ»: строим школы будущего


Каждый год в Москве открывают свои двери новые школы и детские сады. Современные образовательные учреждения сильно изменились. Эти перемены нельзя объяснить только использованием новых материалов, современных технологий проектирования, методов строительства и т.д. Изменился сам подход к созданию объектов образования. Об этом – в разговоре с руководителем учреждения ЯНОЙ ФЕЛИКСОВНОЙ СТРЕТОВИЧ.

– Яна Феликсовна, приближается день рождения столицы. В преддверии этого праздника организации, деятельность которых направлена на развитие города, подводят некие итоги. Как Вы оцениваете промежуточные результаты текущего года?

– Образовательных учреждений мы стали строить больше, быстрее и лучше. В прошлом году строители сдавали объект, мы его принимали, и сразу туда входили учащиеся – не было периода устранения недоделок. Это было впервые на моей памяти.

В приемке школ начали принимать участие сами дети – члены совета старшеклассников. Первым таким объектом стала школа на Юровской улице, построенная в районе Куркино. Для меня это было своего рода открытием: ребята подошли к делу предельно серьезно. Проектировщики и строители сдавали школьникам настоящий экзамен. Современные дети много знают, много умеют, а самое главное, четко понимают, чего они хотят. Я думаю, что это начинание получит дальнейшее распространение.

– Сколько школ и детских садов принято в эксплуатацию в 2017 году? Есть ли среди них такие, которые Вам хотелось бы отметить особенно?

– В этом году в Москве открыто 14 образовательных учреждений на 9450 мест: 6 детских садов и 8 школ. До конца года планируется ввести в эксплуатацию еще 30 объектов образования на 9805 мест.

Из последних объектов мне особенно хотелось бы отметить экспериментальную школу на 2100 учеников, возведенную в Некрасовке. Школьное здание очень логично спроектировано. С одной стороны, потоки учащихся младших, средних и старших классов грамотно разделены и практически не пересекаются. С другой стороны, вся школа представляет собой единую, хорошо продуманную среду. В здании, например, есть возможность изменять пространство учебных кабинетов при помощи трансформируемых перегородок. Более того, образовательный процесс может выходить и за пределы классов. В центральной части здания оборудованы спортивный зал, зал для гимнастики и занятий хореографией, зал для альтернативных занятий маломобильных групп учащихся, спортивные залы с трансформируемыми перегородками, помещения инструкторов. Кроме этого, в здании школы расположены актовый зал на 775 мест с эстрадой, техническим центром, мобильный актовый зал многогранной формы, трансформируемый конференц-зал на 475 мест, кабинеты для проектной деятельности, группы помещений свободного творчества: кружок изобразительного искусства с инвентарной комнатой, юннатско-биологический кружок, IT-полигоны, фото- и компьютерного дизайна, радиостудия, пресс-центр и шахматный класс. Также в школе имеется большая библиотека с конференц-залом и демонстрационной зоной, в которой будет около 70 000 единиц хранения.

– Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о работе Дирекции по строительству и реконструкции ДОгМ в Новой Москве.

– В ТиНАО активно идет инвестиционное строительство жилых домов с объектами социальной инфраструктуры. Инвесторы хорошо понимают, что для людей, приобретающих квартиры в новых микрорайонах и жилых комплексах, наличие поблизости хорошей школы и детского сада является очень важным фактором. Надо заметить, что строительство жилья и образовательных учреждений удается вести параллельно.

Единственное, что сейчас волнует, – это возведение инвесторами (не только на территории Новой Москвы, но и в «старой» Москве) встроенных и встроенно-пристроенных помещений для размещения дошкольных групп, с выносом прогулочных площадок на внутридомовую территорию. Я считаю, что это неудачное решение, потому что нарушаются нормы безопасного пребывания воспитанников. При этом содержание и эксплуатация таких детских садов приводит к увеличенным затратам.

Возвращаясь к вопросу, приведу несколько цифр. В общей сложности с 2012 по 2016 годы в Новой Москве было введено в эксплуатацию и передано в систему Департамента образования города Москвы восемь школ на 8900 мест и 23 дошкольных учреждения на 5145 мест, 19 из
которых построены инвесторами. В текущем году в ТиНАО к вводу в эксплуатацию планируется 10 зданий на 3565 мест (из них две школы – в рамках инвестиционных проектов) и восемь дошкольных зданий на 1990 мест, три из которых также являются инвестиционными.

К новому учебному году открылась самая большая школа в Новой Москве, в поселении Коммунарка – на 1775 мест. Этот объект возведен за счет средств инвестора. Школьное здание с красивыми фасадами имеет интересную архитектурную форму. Для начальных классов есть отдельный блок, где предусмотрены зоны отдыха, игровые комнаты, помещения для внеклассных занятий и групп продленного дня.

– Ведутся ли работы по реконструкции старых школьных зданий в Москве?

– Пока реконструкция в Москве – это «проба пера». В соответствии с градостроительными требованиями реконструкция означает приведение здания к современным нормам, из-за чего проектная мощность сокращается ориентировочно в два раза. В настоящее время наиболее целесообразной является реконструкция старого здания совместно со строительством пристройки, что позволит не только сохранить существующее здание, но и увеличить в дальнейшем при необходимости площадь.

После реконструкции в ТиНАО 1 сентября открылась школа № 2070. Работы по реконструкции и строительству пристройки проводились за счет средств инвестора.

Дальнейшая эксплуатация объекта даст оценку, положительный это опыт или нет.

Вместе с тем, в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2016–2019 годы, планируется провести реконструкцию со строительством пристроек еще пяти школьных зданий. Четыре из них расположены в Новой Москве.

– Современное образование сложно себе представить без внедрения IT-технологий, широкого использования компьютеров. Приходится ли в связи с этим проводить модернизацию школьных зданий?

– Конечно, такая работа проводится. Она пока направлена на среднюю и старшую школу. Внедрение IT-технологий дает возможность учителю по-другому подойти к образовательному процессу, а ученику иначе этот процесс воспринимать. Все столичные учебные заведения оснащены современным оборудованием, компьютерами, интерактивными досками.

Одним из самых важных направлений стал проект «Московская электронная школа». Он является помощником учителя, инструментом, с которым урок становится очень интересным и продуктивным. Коллегами из Департамента информационных технологий города Москвы создана платформа, где наши учителя разрабатывают сценарии уроков и загружают туда данную информацию.

– В Москве существуют давние традиции дополнительного образования. Какими возможностями обладают современные школы для работы в этом направлении?

– Абсолютно всеми. Сегодня уже сложно заметить, когда закончились уроки и начались дополнительные занятия. Так сложилось, что эти процессы плавно перетекают один в другой.

Современные московские школы – это не только здания с яркими фасадами и удобными классами, это лаборатории, медиатеки, фотостудии, кинотеатры и т.д.

Например, в школе № 2070 в ТиНАО есть фото- и киностудии, киноконцертный и хореографический залы, компьютерные, лингвистические лаборатории, мастерские и т.д.

В школе № 1298 в Куркине в кабинетах химии и физики установлены интерактивные панели и лабораторное оборудование для опытов и исследований. В школе имеются пять классов для таких уроков, как робототехника, столярное и слесарное дело, кулинария, домоводство, шитье, вязание, карвинг. Кроме того, в школе работает конструкторское бюро.

Новые корпуса, классы и оборудование позволяют московским школам перейти на современный формат обучения. Уже сейчас многие из них больше похожи на исследовательские центры или научные лаборатории. В них появляются не только сенсорные панели, Wi-Fi и электронные учебники, но и интерактивные кульманы, поля для испытания роботов, а также различные кружки по интересам учащихся.

В школах кроме гуманитарных и математических классов открываются классы медицинские, инженерные, кадетские и др., которые оснащаются современным технологическим оборудованием.

Создаются кабинеты для проектной деятельности. Распространяются IT-полигоны – свободно изменяемые пространства, где ребята изучают все, что связано со сферой IT. Одним словом, из современной московской школы каждый выпускник выходит с очень хорошим багажом знаний и умений.

– Меняется ли внутреннее пространство школ в новостройках?

– Сегодня школы стали другими, и это касается очень многих моментов. Например, принципиально иными стали библиотеки, которые представляют собой некие медиадискуссионные центры. Кроме того, в школьной библиотеке появился учительский сектор с рабочими местами для преподавателей.

Перемены произошли и в спортивных залах. Уже есть спортзалы, которые с помощью трансформируемых перегородок делятся на несколько частей, что дает возможность заниматься нескольким классам одновременно.

Изменились школьные столовые. Во всех новых школах они оснащены необходимым оборудованием для хранения продуктов и приготовления пищи из сырья. Но это еще не все. Раньше столовые были просто местом, где ученики и преподаватели завтракали и обедали, затем их двери закрывались. Теперь появилась возможность отделить зону приготовления и раздачи пищи, а зал столовой может использоваться как интернет-кафе, место для проведения каких-то мероприятий – вплоть до родительских собраний. Мы стараемся учесть все до мелочей.

– Яна Феликсовна, с какими словами Вы хотели бы обратиться к читателям нашего издания и всем москвичам в связи с юбилеем столицы?

– Я родилась в Москве, работаю здесь практически всю свою жизнь. Деятельность Правительства Москвы, администрации города, Строительного комплекса вызывает искреннее восхищение. Город делают люди, и я хочу поблагодарить всех москвичей за активное участие в жизни столицы и понимание, с которым они относятся к действиям городских властей. От души желаю всем жителям Москвы здоровья, радости, успехов! С праздником!


Назад в раздел
ГеопроектизысканияМОЭКЭнергокомплексКапитал
АктивКапиталАБЗСоюзЛокоБанк