НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новая Москва: реальность обгоняет мечты. Интервью с префектом Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы Дмитрием Набокиным


1 июля 2012 года столица России поднялась сразу на пять позиций в рейтинге крупнейших городов мира по площади, перейдя с одиннадцатого места на шестое. Границы Москвы расширились более чем в два раза. За прошедшее время жизнь на присоединенных территориях сильно изменилась: сюда пришло метро, построены десятки километров новых дорог, возведены сотни современных домов. Жители бывшего Подмосковья с полным правом теперь могут называть себя москвичами. Мы встретились с префектом Троицкого и Новомосковского административных округов Дмитрием Набокиным.

– Дмитрий Владимирович, с каким настроением Новая Москва готовится встречать свой первый юбилей? Что бы Вы назвали главными достижениями прошедших пяти лет?


– Пять лет – очень небольшой период, я бы сказал, не такая значительная дата. Но за это короткое время мы успели сделать очень многое. Когда история Новой Москвы только начиналась, немало говорилось о различных перспективах, строились грандиозные планы. Сегодня очевидно, что реальность даже превзошла те планы и ожидания, которые мы имели первоначально. Тогда в целом говорилось о развитии присоединенных территорий как части столицы, о новом Генплане, всех волновал вопрос о пересмотре стандартов строительства, которое до 2012 года велось в рамках нормативов и требований Московской области. На данный момент одним из главных достижений является именно переход ТиНАО на московские стандарты, причем это касается не только строительства. Безусловно, новые жилые комплексы обеспечиваются всей необходимой социальной, инженерной инфраструктурой в соответствии со столичными требованиями. Совершенно другим стало и качество услуг, предоставляемых населению. Самое главное – на территориях, еще недавно являвшихся Подмосковьем, стала развиваться инфраструктура, о которой в 2012 году даже не мечтали. Например, пять лет назад мы и представить себе не могли, что сюда за столь короткое время дотянутся линии метрополитена. Первыми станциями подземки стали «Румянцево» и «Саларьево», открытые в 2015 году, и это было только начало. Сейчас полным ходом идут работы на станциях «Рассказовка» и «Терешково», завершение монтажных работ запланировано на текущий год. Ведется проектирование новой линии Московского метрополитена от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до Административно-делового центра «Коммунарка». Этот участок будет включать в себя 7 станций, 4 из которых («Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово») построят на территории ТиНАО. Темпы работ беспрецедентные. Не секрет, что для многих столичный статус города ассоциируется именно с наличием метрополитена, и очень радует, что амбициозные идеи по его развитию в Новой Москве удается столь успешно реализовывать. Хотелось бы поблагодарить Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина за то, что он в свое время не побоялся рискнуть и принял смелое и ответственное решение построить метро на присоединенных территориях.

– Важно, что решения, касающиеся транспортной инфраструктуры, принимаются на опережение, с учетом дальнейшей перспективы…

– Конечно! Мы должны смотреть вперед не на годы, а на десятилетия, решать вопросы комплексно. Приведу такой пример. Сейчас ведется реконструкция Калужского шоссе. Близлежащие к нему территории очень быстро изменяются, и уже очевидно, что потенциала дорожной сети спустя годы может быть недостаточно. Поэтому необходимо стремиться к разгрузке автомобильных магистралей от личных автомашин, предлагая людям современный, комфортный городской транспорт. Я имею в виду не только метро. Для Новой Москвы ведется проектирование трамвайных линий, которые протянутся параллельно Калужскому шоссе до Троицка, и в скором будущем жители ТиНАО смогут пользоваться традиционным московским экологически чистым видом транспорта – трамваем, причем не обычным, а скоростным. Большое значение имеют и условия, которые создаются для пассажиров. В течение последних двух лет обновился автобусный парк ТиНАО. Он включает в себя как автобусы большой вместимости, курсирующие по более продолжительным маршрутам, так и машины малой вместимости, ориентированные на обслуживание небольших населенных пунктов.

– А как обстоят дела с развитием инженерной инфраструктуры в ТиНАО?

– Приведу некоторые цифры. В 2012 году в ведение города было принято 104 км электрических линий, 36 трансформаторных подстанций, 55 котельных, 52 тепловых пункта, 695 км тепловых сетей, 600 км водопроводных и канализационных сетей, 47 водозаборных узлов, 9483 опоры наружного освещения. Инженерная инфраструктура на территориях, которые были присоединены к столице, практически не обновлялась многие годы. Старые инженерные коммуникации, источники водоснабжения, очистные сооружения использовались десятилетиями. Сейчас ситуация кардинально меняется. Так, в период с 2013 по 2016 год были выполнены работы по реконструкции 17,2 км водопроводных сетей и 17 км канализационных сетей, а также 18 водозаборных узлов, проведен капитальный ремонт 7 резервуаров питьевой воды. В текущем году планируется завершить строительство и реконструкцию ряда объектов, в числе которых – очистные сооружения в селе Красная Пахра; канализационная насосная станция «Внуковская»; канализационный коллектор от Боровского до Внуковского шоссе, канализационные сети в деревнях Ликова, Пыхтино, Рассказовка и др. При реконструкции Калужского шоссе вдоль него прокладываются водоводы. Сейчас АО «Мосинжпроект» осуществляет проектирование водовода до Троицка, и в ближайшей перспективе жители этого городского образования и других населенных пунктов ТиНАО смогут пользоваться не водой из скважин, а московской водопроводной водой, по своему качеству соответствующей самым высоким стандартам. До 2012 года о таком проекте никто даже не думал. Объемы работ большие, при этом мы понимаем, что путем локальных мероприятий целиком проблему на должном уровне не решить, и стараемся придерживаться комплексного подхода.

Ведется реконструкция и электрических сетей. До присоединения новых территорий там в основном строились сети невысокой третьей категории надежности, тупиковые, без резерва. Это касалось даже таких крупных населенных пунктов, как Щербинка. Сейчас московскими энергетическими компаниями сооружаются десятки километров высоковольтных новых линий электропередачи с использованием самых современных материалов, на надежных опорах. Строятся новые электрические подстанции, которые позволяют повысить категорию надежности сетей, и уже многие населенные пункты ТиНАО имеют сети второй категории с резервными источниками. Снова обратившись к цифрам, увидим, что в период 2013–2016 гг. были выполнены работы по реконструкции свыше 80 км кабельных линий, по капитальному ремонту и установке более 9200 опор наружного освещения.

Системы теплоснабжения до 2012 года, как и электрические, развивались по тупиковому принципу: микрорайон питался от котельной, дополнительного резерва не было. Сейчас разработана и утверждена схема, которая предполагает организацию уровня резервирования от других источников теплоснабжения. Первым из населенных пунктов Новой Москвы, где внедряется такая система, стала Щербинка. Щербинская котельная полностью модернизирована. Принята программа водоснабжения и канализования; разрабатывается государственная программа газификации, которая комплексно охватывает всю территорию Новой Москвы. Одним словом, инженерная инфраструктура приводится в соответствие со стандартами столицы.

– На присоединенных территориях ежегодно вводится в строй много объектов жилой недвижимости. Каковы сегодняшние тенденции развития жилищного строительства в ТиНАО?

– В Новой Москве, как и прежде, строится много жилья различных форматов, но в последние годы изменилось соотношение жилой и нежилой недвижимости за счет того, что возрастают объемы ввода объектов нежилого назначения. Мы настойчиво реализуем политику, направленную на увеличение количества рабочих мест в ТиНАО и повышение их качества. Наша задача – сделать так, чтобы жители присоединенных территорий не были вынуждены ежедневно ездить в «старую» Москву, для того чтобы достойно зарабатывать. За пять лет в ТиНАО создано более ста тысяч новых рабочих мест. Это очень хороший показатель, и надо стремиться к его дальнейшему повышению.

– В достаточной ли мере на данный момент удовлетворена потребность жителей Новой Москвы в объектах социальной инфраструктуры – школах, детских садах, больницах и поликлиниках?

– В ТиНАО сегодня функционируют пять государственных медицинских учреждений, включающих в себя 45 объектов здравоохранения. Кроме того, медицинскую помощь населению округов оказывают три ведомственных медицинских учреждения: больница РАН, расположенная в Троицке, узловая поликлиника на станции Бекасово ОАО «РЖД», Центр диагностики и реабилитации – филиал ООО «Газпромтрансгаз Москва». За последние пять лет были построены 7 поликлиник, четыре из которых – модульные. А в этом году планируется ввести в эксплуатацию еще три поликлиники общей вместимостью 770 посещений в смену:
в поселениях Внуковское, Воскресенское и Сосенское. Уникальный проект реализуется в Коммунарке, где по поручению Мэра Москвы ведется строительство крупнейшей на территории ТиНАО больницы, площадь которой превышает 100 тыс. кв. метров. Здесь будут представлены различные направления, включая перинатальный центр.

Конечно, с ростом численности населения возрастает потребность в учреждениях образования, оснащенных в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. За 2012–2016 гг. в Новой Москве построены и введены в эксплуатацию 30 детских садов и 10 школ. В 2017 г. предполагается построить 12 детских садов общей вместимостью 2830 мест и четыре школы на 3400 мест. Приятно отметить, что по итогам 2014/2015 учебного года шесть школ ТиНАО вошли в ТОП-170 лучших школ города. Кроме того, школы Новой Москвы подготовили одного победителя и пятерых призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

– В Москве в последние годы огромное внимание уделяется благоустройству, созданию общественных пространств. В ТиНАО за пять лет появились прекрасные парки, где воплощены интересные идеи. Как продолжает развиваться это направление в Новой Москве?

– Развитие мест для полноценного отдыха очень важно. Мы хотим, чтобы жители центра Москвы приезжали в ТиНАО и могли провести здесь выходные на природе. В Новой Москве действительно уже реализован целый ряд интересных проектов общественного пространства, немало находится в стадии реализации, очень много интересного нас ждет впереди. Например, есть планы построить на присоединенных территориях зоопарк, который будет не менее интересным, чем старый, – около станции метро «Краснопресненская». В ТиНАО пока не хватает современных кинотеатров, и эта проблема будет решаться. Предполагается строительство новых объектов общественного питания – кафе и ресторанов.

Также замечу, что в ТиНАО исторически располагается много дач, деревень, и мы продолжаем развивать и их инфраструктуру. Это подразумевает в том числе благоустройство подъездных путей, обустройство инженерных систем, строительство спортивных и детских площадок, благоустройство территорий.

– Новые объекты инфраструктуры служат еще и неким катализатором развития населенных пунктов, в которых они появляются, не так ли?

– Да, конечно. Ярким примером этого выступает реконструкция улицы Александры Монаховой в Коммунарке. Раньше она имела две полосы движения и была постоянно заставлена автотранспортом, плохо освещена. Сегодня эта улица, которая раньше была тупиковой и заканчивалась промзоной, связывает между собой Коммунарку, Бутово и Калужское шоссе. Здесь сделано световое оформление, появились широкие тротуары, построены пешеходные переходы, коммуникации убраны под землю, проведены работы по устройству ливневой канализации. Машины двигаются по четырем полосам, появились и велосипедные маршруты, которые сразу стали пользоваться огромной популярностью у людей самого разного возраста. Исчезли пробки, улучшилась экологическая ситуация. И вблизи обновленной улицы стали строиться современные привлекательные объекты: сетевые супермаркеты, небольшие магазинчики, торгующие различной продукцией, рестораны, уютные кафе. Подходит к концу строительство православного храма – доминанты этой территории. Возле храма уже много лет назад был установлен памятник жителям Коммунарки, которые не вернулись с Великой Отечественной войны. Сейчас он отреставрирован, перед ним обустроена небольшая площадь, которая стала очень востребованным местом для встреч, прогулок с детьми. И сама улица в результате реконструкции зажила по-новому. По вечерам в любую погоду по ней прогуливаются жители, заходят в кафе, магазины… Надо сказать, что и капитализация недвижимости на улице Александры Монаховой выросла. Замечу, что пять лет назад, когда проводились публичные слушания по поводу проекта реконструкции этой улицы, поступало много возражений. Но теперь всем уже очевиден положительный эффект от нашей работы, и люди понимают необходимость обновления других объектов улично-дорожной сети, строительства новых.

– На территории Новой Москвы имеется немало памятников истории и архитектуры. Какое внимание уделяется их реставрации?

– В этом направлении ведется большая работа. Полностью отреставрирован уникальный храм Живоначальной Троицы в Филимонках, великое освящение которого состоялось в 2014 году. Продолжаются работы над внутренней реставрацией храма Всемилостивого Спаса в Воронове, храма Живоначальной Троицы в Васюнине, храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине. Надо сказать, что с момента присоединения новых территорий к столице в ТиНАО построено пять храмов, которые становятся новыми архитектурными достопримечательностями округов. В настоящее время в Новой Москве возводятся еще семь православных церквей. Одна из них расположена в городе Троицке, который в этом году отмечает 40-летний юбилей. Работы по строительству этого храма близки к полному завершению.

– Дмитрий Владимирович, какой бы Вам хотелось видеть Новую Москву спустя еще 5 лет?

– Сегодня наша главная задача – сделать все, для того чтобы условия жизни в ТиНАО стали максимально благоприятными и комфортными для людей. Я приглашаю всех приехать в Новую Москву и увидеть новые дороги, великолепные парки, современные социальные объекты, красивые микрорайоны, насыщенные инфраструктурой. Надеюсь, что через пять лет мы сможем достичь еще больших результатов, и мифы о том, что Новая Москва якобы превращается в еще один спальный район столицы, окончательно развеются.


Назад в раздел
МИЦИНАМОЭККапитал
АктивКапиталСтройИнвест-3Швабе