НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Выгодное предложение. На третьей всероссийской конференции «Инновационные закупки» обсудили передовые технологии в сфере госзаказа


В этом году в мероприятии приняло участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, госкомпаний, коммерческих организаций – разработчиков, производителей и поставщиков инновационных решений и продукции. Главной темой для обсуждения стали вопросы инноваций в закупочной деятельности, ценообразования при закупке инновационной продукции, а также сокращения сроков «легализации» инновационной продукции. Задача мероприятия состояла в том, чтобы вовлечь все заинтересованные стороны в открытое обсуждение стоящих перед отраслью вопросов в целях подготовки предложений по совершенствованию законодательной, методической и технологической базы стимулирования спроса на инновации.

Большое значение для отрасли


Конференция началась с пленарного заседания, модератором которого выступил руководитель проекта «Инновационные закупки» Сергей Картаев. По его словам, конференции приобретают все большее значение для отрасли, а результаты работы экспертов выливаются в определенные законопроекты, которые в настоящий момент находятся на стадии рассмотрения.

Как рассказал заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев, в настоящее время принято уже большое количество законов и подзаконных нормативных актов, которые касаются инновационных закупок и которые все обязаны выполнять. Однако вопросы все равно остаются.

– На сегодняшний день главный вопрос, который волнует всех государственных заказчиков, – это вопрос о том, как проводить закупки инновационной продукции в рамках торгов, где основным фактором, влияющим на решение закупать тот или иной товар или услугу, является наименьшая цена, – рассказал Николай Арефьев.

Инновационные товары стоят дороже, поэтому они подчас не могут приобретаться из-за требования закона. Эксперт отметил, что в числе главных задач, стоящих перед отраслью инновационных закупок, да и госзакупок в целом, – решение вопроса о качестве и цене.

Николай Арефьев указал, что инновационным закупкам часто мешают многочисленные бюрократические препоны, которые просто ограничивают инициативу и поставщиков, и заказчиков. Делается это все вроде бы под благовидным предлогом борьбы с коррупцией, но на деле тормозит закупки инновационной продукции.

Импортозамещение двух видов

В то же время начальник управления технологических партнерств и импортозамещения техники ПАО «Газпром нефть» Михаил Кузнецов отметил, что необходимо создавать инновации, которые потом можно было бы закупать. Речь идет об импортозамещении, которое в рамках ПАО «Газпром нефть» делится на тактическое и стратегическое.

– Тактическое импортозамещение заключается в том, что находим российского производителя, который на данный момент работает, и привлекаем к закупкам. Только в рамках нашей компании спрос на продукцию таких производителей составил более 10 млрд руб. Стратегическое же импортозамещение заключается в разработке потребностей компании в их главных стратегических направлениях, которые могли бы удовлетворить отечественные поставщики, – говорит Михаил Кузнецов.

Эксперт отметил, что в ряде случаев из-за небольшого объема производства российская продукция дороже иностранных аналогов. В этом случае необходимо проведение кампании по всей стране, которая стимулировала бы государственных заказчиков закупать больше отечественной продукции.

С Михаилом Кузнецовым согласился генеральный директор
ГБУ «Агентство инноваций Москвы» Алексей Парабучев, который поделился региональным опытом производства и закупок инновационной продукции.

– Отечественная инновационная продукция, которая производится в Москве и на территории других субъектов Федерации, закупается подведомственными структурами Правительства города и становится стимулом развития производств, – рассказал Алексей Парабучев.

Государственные заказы, по мнению эксперта, помогают развитию всей инновационной системы региона.

В Москве заказчики, работающие в рамках Закона № 44-ФЗ, обязаны закупать какое-то количество инновационной продукции. Это правило в столице работает давно, но выполнить его нелегко. Дело в том, что госзаказчики подчас не знают о том, что их задачи можно решить с помощью современных разработок.

– Когда у нас есть необычная задача, которая может быть решена разными способами, появляется возможность проведения предзакупочной процедуры. Законом такая процедура не запрещена, – рассказывает Алексей Парабучев.

Идея этой процедуры в том, что между заказчиками и потенциальными поставщиками проводится встреча, на которой заказчик объявляет о своей проблеме. После этого разные компании предлагают свое решение. Причем это решение либо уже готово, либо находится в стадии окончательной доработки. В этом случае, с одной стороны, достигается экономия бюджетных средств, потому что заказчик платит ровно столько, сколько это решение стоит, с другой – компания (а часто в сфере инноваций работают представители малого и среднего бизнеса) получает заказ и средства на дальнейшее развитие.

Другой подход

По словам заместителя руководителя Росимущества Елены Мякотниковой, бывает так, что в случае инновационных закупок поставщик идет на демпинг.

– Если на контракт претендует крупная компания, то она может пойти на демпинг, но оказать качественную услугу, потому что запас прочности у нее по другим направлениям такой, что это никак не скажется на деятельности компании в целом, – говорит Елена Мякотникова. – И такого рода демпинг меня волнует в меньшей степени, а в большей – когда на конкурс выходит ООО «Ромашка» с единственным сотрудником, который был зарегистрирован вчера и не имеет никакого опыта.

По словам эксперта, если заказчик не допускает подобного рода компанию к аукциону, Федеральная антимонопольная служба считает это нарушением. Хотя в случае закупки инновационной продукции опыт и репутация компании очень важны.

Статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков обратил внимание собравшихся на то, что в последнее время усилия законодателей были направлены в основном на доводку процедуры закупок.

– Получилось неплохо, но, как мне кажется, нужно переходить к следующему этапу. Нужно внедрять систему закупок, которая ввела бы различия между закупочными процедурами в зависимости от того типа товара, который мы покупаем, – заявил Анатолий Мещеряков.

Эксперт отметил, что в настоящий момент закупка инновационной продукции крайне затруднена, потому что вся система закупок в большинстве своем настроена на приобретение стандартной продукции. При этом качество продукции почему-то в большинстве случаев выпадает из поля внимания.

– Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо вводить поставщикам квалификационные требования. В особенности это касается инновационной продукции, – полагает Анатолий Мещеряков.

В качестве примера эксперт привел подход, который крупные автопроизводители применяют к поиску потенциальных поставщиков комплектующих.

– Попробуйте с улицы прийти и принять участие в их конкурсах. С вас семь потов сойдет, пока представители компании-заказчика проведут аудит на ваших предприятиях и выяснят, можно ли вас хотя бы допустить к участию в конкурсе, – рассказал Анатолий Мещеряков.

Эксперт посетовал, что в случае выставления таких требований со стороны ОАО «РЖД» ФАС моментально укажет на избыточность требований.

Анатолий Мещеряков не согласился с Еленой Мякотниковой в том, что любой демпинг – это хорошо.

– Крупная компания может прийти на рынок и с помощью демпинга зачистит его так, что останется только она, говорить тут о конкуренции уже не приходится, – полагает представитель РЖД.

Еще одной проблемой при закупках инновационной продукции является проблема гарантий.

– Дело в том, что инновационные закупки – это, как правило, закупки жизненного цикла, поэтому заказчику необходимо быть уверенным в том, что поставщик выполнит свои обязательства, – считает Анатолий Мещеряков.

К сожалению, этот вопрос пока до конца еще не решен.

Экспертиза качества

О действующих и внедряемых подходах в системе закупок атомной отрасли рассказала заместитель департамента методологии и организации закупок госкорпорации «Росатом» Наталья Дорошенко. По словам эксперта, в год компания заключает около 70 тыс. договоров на сумму более 1 трлн руб.

Наталья Дорошенко отметила, что в настоящее время в системе закупок «Росатома» используются передовые практики, позволяющие эффективно расходовать средства. Весь процесс закупок автоматизирован, большое внимание уделяется корректности расчета НМЦ договора, в рамках процедур проводятся переторжки, дозапросы, управление закупками в отрасли ведется с использованием категорийных стратегий. Перспективы развития системы закупок «Росатома» – это в первую очередь обеспечение таких важных компонентов эффективности закупки, как качество и срок.

– В 2017 году мы внедряем в процедуру закупок аудит изготовителей. Он будет осуществляться только при закупках технически сложной продукции, влияющей на безопасность объектов использования атомной энергии и сроки реализации проектов по строительству АЭС. Этот механизм позволит оценить реальные возможности изготовителя. Нам важно заранее быть уверенными, что поставщик действительно способен выполнить заказ качественно и в срок, – рассказала Наталья Дорошенко.

– Мы считаем, что механизм аудита необходимо закрепить законодательно. Кроме того, в законы необходимо внести изменения, позволяющие устанавливать требования к участникам закупки по опыту, ресурсам, лицензиям.

По словам Натальи Дорошенко, необходимость внедрения аудита и проверки субподрядчиков изготовителя продиктована объективными факторами. В первую очередь это требование иностранных заказчиков.

Сейчас у «Росатома» в портфеле 34 заказа на строительство блоков АЭС за рубежом. В таких условиях просто невозможно не учитывать международную специфику. Кроме того, иностранный заказчик предъявляет к «Росатому» жесткие требования по срокам реализации проектов. И если поставщик «Росатома» не изготовит критически важную для проекта продукцию в срок, что повлияет на срок проекта в целом, то штрафные санкции, которые лягут на «Росатом», окажутся гораздо существеннее, чем собственно потери от недопоставленной продукции.

– Мы сделаем процедуру аудита максимально прозрачной и открытой. Протокол аудита должен подписываться самим поставщиком. Если поставщик будет не согласен с результатами аудита, он сможет при необходимости их обжаловать, – пояснила Наталья Дорошенко.

Эксперты сошлись на мнении, что в настоящее время необходимо отработать инструменты, в том числе и в рамках финансовых гарантий, которые позволили бы решить проблемы предоставления финансовых гарантий в рамках контракта жизненного цикла, а так же ввести понятие качества закупаемой продукции, отказавшись от тотального господства самого дешевого предложения. Только в этом случае можно говорить о стимулировании закупок сложной и инновационной продукции.


Назад в раздел
КапиталГлавУПДКОЭКТеплоцентрстрой
ШвабеДоркомэкспоФУД