НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Стратегическое планирование. Правительство определило приоритеты развития малого и среднего бизнеса на ближайшие 15 лет


Правительство РФ утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на период до 2030 года. Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования, который должен стать основой для разработки и реализации федеральных и региональных госпрограмм в области МСП. Авторы документа исходят из того, что рост малого и среднего бизнеса будет способствовать инновационному развитию российской экономики и обеспечению стабильно высокого уровня занятости населения. Одним из приоритетных направлений реализации стратегии является обеспечение спроса на продукцию субъектов МСП за счет их участия в исполнении заказов государственного сектора экономики.

Характеристика текущего момента

В настоящее время в России действуют 5,6 млн субъектов МСП, в числе которых около 2 млн юридических лиц и 3,6 млн индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес дает 18 млн рабочих мест и производит около 20% от валового внутреннего продукта (ВВП). Если говорить об отраслевой структуре, то малый бизнес сосредоточен прежде всего в сферах розничной торговли и предоставления услуг населению. А к среднему бизнесу помимо торговли и услуг относятся предприятия обрабатывающей промышленности, строительной и сельскохозяйственной отраслей. При этом необходимо отметить, что более 95% субъектов МСП – это микробизнес; количество средних предприятий сравнительно небольшое.

Между тем вклад МСП в российскую экономику существенно ниже, чем в большинстве развитых и даже развивающихся стран. Согласно оценкам Минэкономразвития РФ, производительность труда на российских малых и средних предприятиях в 2–3 раза ниже, чем в США, Японии или западноевропейских странах. По данным Федеральной таможенной службы за 2014 г., доля субъектов МСП в российском экспорте составила всего 6%. Для сравнения, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в развитых странах эта доля составляет от 25 до 35%, а, к примеру, в Китае – более половины. В условиях кризисных явлений 2014–2015 гг. ситуация в малом и среднем бизнесе ухудшилась: сильно затруднен доступ предпринимателей к банковским кредитам, снижаются спрос на продукцию субъектов МСП и рентабельность их работы.

В этих условиях государство применяет целый ряд форм поддержки малого и среднего бизнеса. Речь, в частности, идет о специальных налоговых режимах, о льготных условиях кредитования и государственных гарантиях по кредитам. В регионах сформирована сеть организаций, оказывающих малому и среднему бизнесу инфраструктурную, имущественную и информационно-консультационную поддержку. В 2015 году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).

Важную роль в генерации спроса на продукцию мелких и средних предприятий играет расширение доступа субъектов МСП к госзаказу и к закупкам контролируемых государством юридических лиц. Утвержденная правительством стратегия призвана скоординировать работу органов власти всех уровней по поддержке малого и среднего бизнеса. Это должно способствовать созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.

Пять главных принципов


Как отмечено в документе, реализация стратегии должна привести к созданию «конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики», которая станет основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан, относящихся к среднему классу. За грядущие 15 лет оборот малых и средних предприятий должен увеличиться в 2,5 раза, а производительность труда в этом секторе – вырасти вдвое. Доля граждан, работающих в секторе МСП, к 2030 году должна достичь 35% от всего занятого населения, а вклад малого и среднего бизнеса в общий объем экономики – достичь 40% от ВВП, что соответствует уровню развитых стран. Отметим также, что субъекты МСП были поделены на две большие группы – «массовый сектор» и «высокотехнологический сектор», формы поддержки которых будут несколько отличаться друг от друга. К первому относятся традиционные сферы деятельности – торговля, услуги населению, сельское хозяйство. Ко второму – «экспортно-ориентированные предприятия, предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстро растущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности».

Реализация стратегии должна осуществляться на основе пяти принципов:

1) Малый бизнес – прежде всего. Это означает, что при решении вопросов о государственном регулировании предпринимательской деятельности должны в первую очередь учитываться интересы МСП. В частности, следует перейти «от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования».

2) Работать легально – выгодно. В рамках реализации стратегии государство должно продемонстрировать предпринимателями преимущества ведения бизнеса в правовом поле.

3) Содействие ускоренному развитию. Это означает приоритетную поддержку тем субъектам МСП, которые обладают большим потенциалом для роста. В частности, речь идет об инновационных и об экспортно-ориентированных предприятиях (то есть о «высокотехнологическом секторе»).

4) Создавать условия для развития МСП – выгодно. Здесь речь идет о создании для органов государственной власти и местного самоуправления стимулов, которые способствовали бы их активному включению в работу по поддержке малого и среднего бизнеса.

5) Обеспечение гарантированных и стабильных правил игры. Это означает создание понятных и прозрачных правил госрегулирования и налогообложения, что позволит строить долгосрочные планы развития бизнеса.

Механизмы поддержки

Для решения поставленных задач планируется использовать восемь механизмов: 1) интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства; 2) стимулирование спроса на продукцию МСП с помощью госзаказа, закупок госкомпаний, а также ряда других инструментов; 3) создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях; 4) обеспечение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП; 5) совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей; 6) повышение качества госрегулирования в сфере МСП; 7) стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях; 8) укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Координировать реализацию стратегии будет Комиссия Правительства РФ по вопросам конкуренции и развития МСП. Главным ответственным за эту работу ведомством назначено Минэкономразвития. Ряд полномочий даны также Корпорации МСП и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

О механизмах поддержки малого бизнеса с помощью закупок его продукции организациями государственного сектора экономики скажем чуть более подробно. В целях повышения доли МСП в заказе отдельных видов юридических лиц стратегия предусматривает следующие меры: повышение прозрачности закупок по Закону № 223-ФЗ; сокращение издержек за счет широкого внедрения электронных тендеров; увеличение обязательной квоты на закупки у субъектов МСП с нынешних 18 до 25% (начиная с 2018 года). Кроме того, речь идет об оказании методического содействия субъектам МСП в целях участия в тендерах, о создании реестра надежных поставщиков из числа предприятий малого и среднего бизнеса, о разработке и реализации программ партнерства между крупными заказчиками и субъектами МСП и т. д.

В стратегии говорится и об определенных мерах моральной поддержки малого бизнеса. Так, например, она предусматривает «включение тематик, связанных с формированием позитивного образа предпринимателей, в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов, социальной рекламы». А 2018 год должен быть объявлен Годом предпринимательства в Российской Федерации.

Подводя итог, можно сделать три вывода: 1. В России наметилась устойчивая тенденция стимулировать увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике. 2. Одним из главных стимулов развития МСП должен стать заказ органов государственной власти, местного самоуправления и компаний государственного сектора. 3. Малый и средний бизнес должен выйти за пределы традиционных для него ниш (торговля, бытовые услуги и т.д.) и сыграть важную роль в инновационном развитии страны.


Назад в раздел
СаториМОЭСКИНАОЭК
ФондФУДЛокоБанкСоюз