Ставшая уже привычным элементом быта московских пенсионеров социальная карта москвича изменит свой облик и обретет новый функционал. Это лишь одно из новшеств, которые готовит нынешней весной столичный Департамент информационных технологий. Для пассажиров метро, пользующихся в вагоне беспроводным Интернетом, заработает специальный развлекательно-новостной портал. Родители школьников смогут виртуально присутствовать на родительских собраниях в режиме онлайн. Инспекторов ГИБДД оснастят планшетниками и откроют для них доступ к записям камер видеонаблюдения, установленным на дорогах. В личном кабинете на портале госуслуг горожане смогут управлять своими платежами за жилищно-коммунальные услуги. А количество SMS-cервисов, предоставляемых городскими властями, заметно расширится.
EMV-чип вместо магнитной ленты
Главным новшеством, представленным Департаментом информационных технологий города Москвы (ДИТ) нынешней весной, стала обновленная социальная карта москвича. Карты нового поколения оснащены чипом EMV и технологией бесконтактных платежей. Наличие чипа вместо прежней магнитной ленты позволит размещать на карте большее количество приложений, а также повысит уровень безопасности.
– На сегодняшний день EMV-чип обеспечивает самую надежную защиту платежной информации в отличие от карты с магнитной полосой, где информация хранится открытой и, соответственно, ее можно считывать, переносить на любые носители и использовать в недобрых целях. EMV-чип взломать можно, но на это требуется потратить какое-то невероятное количество машинного времени, каких-то миллионных инвестиций и даст доступ только к той карте, которую взломали, клонировать карту с уникальным чипом невозможно, – пояснили разработчики нового продукта.
Обновленная социальная карта обретет возможность оплаты покупок в одно касание без ввода ПИН-кода. Новая соцкарта также будет эквивалентна дебетовой карте Банка Москвы, но уже платежной системы MasterCard, поскольку именно MasterCard выступил разработчиком использованной в ней технологии платежа в одно касание PayPass.
Однако не всякую покупку можно оплатить, не вводя ПИН-код, а лишь на стоимость, не превышающую 1 тыс. руб. Впрочем, большинство льготников совершают именно такие покупки. Как показывает статистика, величина среднего чека пенсионера в продуктовом магазине или в аптеке составляет 800 руб.
Все льготы в одной карте
Для держателей социальных карт разработано мобильное приложение на платформе Android, позволяющее осуществлять коммунальные платежи без комиссии, оплачивать услуги, делать денежные переводы и покупки в интернет-магазинах.
Желающие смогут привязать к карте электронную подпись. Среди услуг, предоставляемых владельцам карт, – возможность записать на карту билеты «Тройка». Пользоваться социальной картой как средством платежа можно не только на территории России, но и при поездках за границу.
– Социальной картой москвича старого поколения на сегодняшний момент активно пользуется более 4 млн жителей Москвы, – пояснил Артем Ермолаев. – Это пенсионеры, инвалиды, члены многодетных семей, учащиеся школ и колледжей, студенты. Сам проект стартовал в 2001 году и последние 13 лет не менялся. За это время технологии ушли далеко вперед, и мы посчитали своей обязанностью дать 4 млн москвичей возможность перейти на совершенно новый технологический уровень и пользоваться всеми преимуществами, которые диктуют современные банковские информационные технологии, – уточнил глава департамента.
В столице действует более 70 видов льгот, и соцкарта нового поколения позволит воспользоваться ими, экономя время на заполнение заявлений и очереди. Льготник, используя карту, может записаться на прием к врачу, получить скидку в размере от 5 до 15% в более 3,3 тыс. торговых предприятий и заведений общепита и даже в бутиках. Предполагается, что на протяжении этого года число предприятий, предоставляющих скидку держателям социальных карт, вырастет в 1,5 раза.
Социальная и универсальная
Наряду с социальными картами москвича в столице в этом году начинается выдача и универсальных электронных карт (УЭК). До конца года их обладателями должны стать 500 тыс. москвичей.
И социальная карта москвича, и УЭК содержат идентификационную информацию о владельце, номер СНИЛС, полис ОМС, обе карты могут использоваться для получения социальных льгот и госуслуг, а также в качестве транспортной и платежной карты. В перспективе возможно создание на базе УЭК электронных паспортов, и тогда с 2016 года карта станет обязательной для всех граждан РФ.
Но между двумя картами есть и существенные отличия: социальная карта может использоваться только в Москве и выдается только льготным категориям граждан, в то время как с помощью универсальной электронной карты любой гражданин РФ может получить услуги на всей территории страны.
Дорожным инспекторам выдадут планшеты
Внедряются в столице и другие новшества, связанные расширением применения информационных технологий в управлении городом. Так, например, инспекторы ГИБДД получили около 2 тыс. планшетных компьютеров с программой «Мобильный инспектор». С помощью мобильного приложения инспекторы теперь могут работать с готовыми шаблонами документов, создавать схемы ДТП, отправлять постановления и протоколы в режиме онлайн.
Мобильные программы облегчат работу и других столичных контрольных органов. В этом году подобные приложения будут разработаны в помощь сотрудникам Мосжилинспекции, Госинспекции по недвижимости, Объединения административно-технических инспекций, Городской службы перемещения транспортных средств, надзорных служб Департамента СМИ и рекламы и Департамента торговли и услуг.
В метро по банковской карте
Что же касается системы PayPass, то ею будут оснащены автоматы, продающие билеты в московском метро. Теперь купить билет на одну или две поездки, а также пополнить транспортную карту «Тройка» можно будет, используя банковскую карту, эмитированную любым банком в платежной системе MasterCard. Билет в метро можно приобрести, прикоснувшись банковской картой к автомату по продаже билетов, не вводя, как и при недорогих покупках, ПИН-код, что позволит сократить очереди в вестибюлях метро.
Чтобы внедрить эту систему повсеместно, на протяжении года будет проведена модернизация 1,2 тыс. автоматов в метро, их оборудуют системой бесконтактной оплаты.
Другой проект, реализуемый Департаментом информационных технологий в столичной подземке, связанный с предоставлением пассажирам беспроводного доступа в Интернет, стартовал в сентябре прошлого года на Каховской ветке. В конце декабря бесплатный Wi-Fi появился на Кольцевой линии, в феврале этого года Интернет заработал на Калининской линии, в марте – на Сокольнической, а в апреле начнет работать на Арбатско-Покровской и Замоскворецкой. Оснастить Wi-Fi все линии столичной подземки планируется к концу 2014 года.
Для пассажиров, пользующихся бесплатным доступом в Интернет в вагонах столичного метрополитена, запустили специальный информационно-развлекательный портал «В метро» http://vmet.ro/. Помимо развлекательного (музыка, игры, онлайн-радио) и новостного контента там имеются разделы оплаты услуг ЖКХ и мобильных операторов.
Мобильные сервисы продублируют порталы
Чтобы быть пользователем электронных сервисов, предоставляемых городскими порталами, не нужно обладать компьютером, планшетником или смартфоном. Большинство информации городских служб может быть получено в виде текстовых сообщений на простой мобильник. Москвичам стало доступно 30 SMS- и USSD-сервисов по разным городским услугам, и в ближайшее время их количество будет расти.
Для этого принято решение создать единую городскую мобильную платформу, которая станет шлюзом между городскими информационными порталами и абонентами сотовой связи, которых сегодня в столице насчитывается 10,8 млн человек, треть из них – владельцы смартфонов.
На сегодняшний день в столице насчитывается 2,4 млн пользователей SMS- и USSD-сервисов, совершено более 650 тыс. загрузок мобильных приложений (по 11 тыс. ежедневно), более 7,5 млн информационных SMS-сообщений по городским услугам рассылаются ежемесячно. Все мобильные приложения и информация о том, как ими пользоваться, равно как и адреса всех порталов услуг и комбинации SMS-запросов, собраны на сайте Департамента информационных технологий: dit.mos.ru/apps.
По популярности лидируют подписки на следующие сервисы: информирование о штрафах ГИБДД, о статусах записи к врачу, о посещении детьми школы. Например, подписавшись на SMS-сервис с напоминанием о штрафах за нарушение правил дорожного движения, можно получать на телефон текстовое сообщение с информацией о штрафе, его размере, номере постановления.
– Сегодня большинство москвичей оплачивают платную парковку в центре города, отправляя SMS на номер 7757, – сообщил Артем Ермолаев. – Указывают номер парковки, номер автомобиля и время.
А если у пользователя имеется смартфон, то он может скачать на него приложение, которое позволит использовать две кнопки: «Play» и «Stop». Первая нужна, чтобы запустить счетчик времени стоянки, а вторая – чтобы остановить. При использовании мобильного приложения для оплаты парковки применяется поминутная тарификация, время пребывания на стоянке не округляется до часа, как при иных способах оплаты.
В рамках сотрудничества Департамента информационных технологий города Москвы с независимыми разработчиками запущено 24 мобильных приложения для смартфонов и планшетов на базе городских открытых данных. Самое популярное приложение – «Парковки Москвы» – его скачали 380 тыс. раз.
На втором и третьем местах – сервисы «Транспорт» и «Госуслуги Москвы», 70 тыс. скачиваний есть и у нового туристического приложения «Узнай Москву».
Эти приложения созданы с использованием интерфейса единой мобильной платформы Правительства Москвы (ЕМП), которая обеспечивает доступ к мобильным ресурсам города. Два приложения помогают решить проблемы инвалидов: Barierov.NET – для тех, кто пользуется инвалидными и детскими колясками, и интерактивная карта Московского метрополитена с обозначением препятствий на маршруте.
Популярное приложение «Мамнадзор» предлагает пользователям полезную информацию о наиболее посещаемых мамами учреждениях, а «Театр» – театральную афишу столицы. Всего же открытые интерфейсы единой мобильной платформы при разработке мобильных сервисов и приложений используют более 430 разработчиков.
Как управлять коммунальными платежами
Практически все мобильные сервисы – это лишь упрощенные версии городских порталов. Например, вышедшая в конце прошлого года обновленная версия «Мобильной приемной» – адаптированный для смартфонов вариант портала «Наш город» (gorod.mos.ru), на который можно обратиться по более чем 100 проблемным темам. За неделю туда поступает 3 тыс. обращений, 85% из них находят подтверждение и берутся на исполнение.
На протяжении 2013 года на портал поступило 127 тыс. проблемных обращений. При этом городские власти пристально следят за тем, чтобы ни одно не осталось без ответа, а городские чиновники не отделывались формальными отписками.
На заявление, поданное через портал, ответственные лица обязаны дать ответ в срок, не превышающий 8 рабочих дней. За игнорирование жалоб или эквилибристику с ответами лишились своих мест 24 сотрудника различных структур Правительства Москвы, еще 60 городских госслужащих получили за это выговор или замечание.
Имеются новшества и на московском портале госуслуг – pgu.mos.ru.
Теперь только на нем горожане могут внести показания счетчиков горячей и холодной воды для формирования счета на жилищно-коммунальные услуги в едином платежном документе.
Услуга доступна по упрощенной регистрации – для открытия личного кабинета достаточно указать ФИО и адрес электронной почты. Вносить сведения о количестве потребленной за месяц горячей и холодной воды можно и с мобильных телефонов при помощи SMS или USSD-команд.
Помимо передачи сведений о количестве горячей и холодной воды, потребленной за месяц, горожане могут вносить данные со счетчиков электроэнергии и распечатать единый платежный документ.
На родительском собрании можно присутствовать виртуально
Наиболее интенсивно сегодня информационные и коммуникационные технологии внедряются в городской системе образования. Здесь одной из самых востребованных электронных услуг является запись в первый класс общеобразовательной школы и детские сады.
Из мобильных услуг в системе образования самой популярной является SMS-информирование родителей о времени прихода ребенка в школу и ухода домой. Когда ребенок приходит в школу, он прикладывает карточку к терминалу, один из его родителей получает SMS-оповещение. За день в рамках работы сервиса «Проход и питание» отправляется 170 тыс. SMS-сообщений.
Одним из новшеств, которое будет внедряться в рамках проекта, станет доступ к городской системе веб-конференций для трансляции родительских собраний в режиме онлайн. Подключение 20 школ проекта к готовой городской ИТ-инфраструктуре начнется в апреле.
Текст: Дмитрий Ильин
Назад в раздел