НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В пятерке лучших. Международные эксперты констатировали высокий уровень готовности Москвы к внедрению передовых технологий


Российская столица вошла в первую пятерку мировых мегаполисов по уровню подготовки к внедрению технологий будущего. Об этом говорят данные исследования «Будущее близко: индекс готовности городов», проведенного международной сетью компаний PricewaterhouseCoopers (PwC). В рамках исследования был сформирован рейтинг готовности десяти крупнейших городов и агломераций мира к переходу городского управления, экономики, инфраструктуры и социальной сферы на концепцию Smart City, или «умного города». Согласно итоговому рейтингу, впереди российской столицы оказались три города: Сингапур (уровень готовности – 62%), Лондон (59%) и Шанхай (55%), а Москва поделила 4–5-е место с Нью-Йорком (по 53%). Ниже в рейтинге оказались Торонто, Токио, Гонконг, Сидней и Барселона. Если учесть, что массовое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), лежащих в основе концепции «умного города», началось в Москве существенно позже, чем в большинстве упомянутых городов-конкурентов, результат, достигнутый российской столицей, выглядит очень достойно.

Скажем два слова об организации, проводившей исследование. Под общим названием PwC фигурируют фирмы, предлагающие услуги в области консалтинга и аудита, входящие в глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Сеть компаний начала свою историю еще в середине XIX века; штаб-квартира PwC расположена в Лондоне. В настоящее время PwC насчитывает более 700 офисов, работающих на территории 157 стран мира, а общее количество сотрудников перевалило за 200 тыс. Компания начала работать в России в 1913 году; возобновила свою деятельность в 1989 году. Сейчас PwC имеет свои офисы в Москве, Санкт-Петербурге и целом ряде других российских городов; в них работают более двух тыс. сотрудников. Отметим, что PwC выступал в роли интеллектуального партнера Петербургского международного экономического форума, а упомянутое выше исследование городов было подготовлено к открытию Московского урбанистического форума 2017 года.

О концепции SMART CITY

Начнем с краткого описания основных идей самой концепции «умного города». Острая потребность в подобной концепции была вызвана ускоренной урбанизацией – ростом доли городского населения, высочайшей плотностью населения в крупных агломерациях и целым комплексом возникающих в связи с этим проблем – жилищных, коммунальных, транспортных и т.д. Дать четкое определение того, что такое Smart City, затруднительно. Суть данной концепции состоит в том, чтобы с помощью повсеместного внедрения ИКТ во все сферы деятельности добиться максимально эффективного использования всех видов ресурсов города и его жителей. Системы «умного города» должны охватывать государственное управление и госуслуги гражданам, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), транспорт, образование и здравоохранение, производство, торговлю, финансовый сектор и работу правоохранительных органов. В настоящее время концепция Smart City наиболее активно внедряется в городах Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. При этом существуют два подхода к созданию «умного города». Первый заключается в изначальном проектировании нового, строящегося города под концепцию Smart City. Примеры реализации такого подхода имеются в Китае, Республике Корее и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Второй, более распространенный подход заключается в постепенном переводе всех систем уже существующего города на современные ИКТ. Именно он и реализуется в ведущих мегаполисах мира, включая Москву. Расскажем о некоторых ключевых системах «умного города» чуть более подробно. Одной из важнейших составляющих Smart City является Интеллектуальная транспортная система (ИТС). Она способна отображать дорожную ситуацию на уличных информационных панелях и смартфонах водителей, помогая им оптимизировать маршрут движения. Система Электронного образования позволяет слушать лекцию и даже задавать вопросы преподавателю, сидя за компьютером. А система Электронного здравоохранения, в частности, дает возможность проводить консилиум специалистов в режиме видеоконференции или делать операцию под удаленным руководством опытного хирурга. Информационная система Электронной полиции позволяет отслеживать место нахождения звонящего в дежурную часть, его заявление и все принятые по нему меры. Список примеров может быть продолжен. Использование таких систем позволяет адаптировать работу городских служб и сервисов к фактическим потребностям и нагрузкам. А это в свою очередь помогает уменьшать издержки, снижать потребление ресурсов, повышать качество услуг, достигать экономического, социального экологического эффекта. Согласно экспертным оценкам, применение интеллектуальных технологий позволяет снижать потребление энергии на 30%, потери воды – на 20%, уличную преступность – на 30% и т.д.

«Умные города» в России

Интерес к концепции «умного города» растет и в России, однако в нашей стране пока не так много примеров ее реализации. Наиболее продвинулась в этом деле Москва, которая уже перешла от отдельных пилотных проектов к комплексному построению «умного города». Помимо столицы, Smart City начали реализовывать в Казани, но этот проект пока находится на начальной стадии. Отдельные «умные сервисы» внедряются и в ряде других городов, например, в Санкт-Петербурге или в Сочи – при подготовке к Олимпиаде-2014. Российским примером создания «умного города» с нуля (упомянутый выше первый подход) можно назвать проект инновационного центра «Сколково». Между тем массового внедрения технологий будущего в российских городах пока не происходит. В большинстве регионов страны данная тема не входит в число приоритетов как для власти, так и для населения. Одной из причин является отсутствие у чиновников явных стимулов для внедрения инноваций и снижения издержек. Еще одна причина – недостаточно развитая ИКТ-инфраструктура. Кроме того реализация концепции Smart City требует высоких начальных затрат, которые окупятся не слишком быстро, а российский бизнес (тем более региональный, не очень крупный) обычно не готов вкладываться в долгосрочные проекты. Как показывает международная практика, основным заказчиком на внедрения технологий будущего выступают органы власти. Помимо генерации госзаказов на отдельные инновационные решения, они вырабатывают долгосрочную концепцию комплексного внедрения «умных сервисов». После этого подтягиваются бизнес, который видит понятную перспективу. Именно так следует действовать и в России.

Ситуация в Москве существенно отличается от среднероссийской. Наличие развитой ИКТ-инфраструктуры, значительных ресурсов городского бюджета и платежеспособного спроса со стороны населения создало условия для внедрения технологий «умного города», а городские власти сделали эту задачу одним из своих приоритетов. Несмотря на то что внедрение «умных сервисов» началось в России поздней, чем в ведущих странах Запада, Москва уже способна конкурировать по уровню их развития с мегаполисами наиболее экономически развитых стран мира. Вот лишь один из примеров, подтверждающих данное: в начале текущего года Москва попала в семерку финалистов премии «умных городов» Intelligent Community Awards. Напомним, что премия присуждается с 1999 года; российский город попал в ТОП-7 впервые. Высокую оценку экспертов Intelligent Community Awards получили московская практика создания технопарков и детских инновационных площадок (кванториумов), значительное количество точек доступа в сеть Wi-Fi (по этому показателю Москва заняла второе место в мире), система городских общественных референдумов «Активный гражданин» и многое другое.

Первые по интернет-сервисам

Вернемся к недавнему исследованию PwC. В его основу был положен электронный опрос 1500 респондентов из десяти городов (не менее 100 человек в каждом городе). Респондентам задавали по 24 вопроса на темы, связанные с развитием различных ИКТ-сервисов в их городе, а сами они выбирались посредством случайной выборки. В рамках проекта мегаполисы сравнивали по уровню внедрения инновационных решений в такие сферы, как экономика, градостроительство, ЖКХ, транспорт, здравоохранение, образование, безопасность, культура, туризм и взаимодействие власти с гражданами. В частности, первое место по уровню развития цифровой экономики занял Сингапур; он же лидирует в сфере интеллектуальных систем ЖКХ, в области внедрения «умных сервисов» в образовании и в итоговом рейтинге. Лондон, занявший второе место в итоговой таблице, лидирует по уровню инфраструктурной готовности, по внедрению инновационных технологий в строительстве и по развитию беспилотного транспорта. Первое место в области «умного здравоохранения» поделили Сидней и Торонто, а в сфере цифровизации культуры и туризма – Барселона и Шанхай. Кроме того, Шанхай лидирует в области внедрения «умных сервисов» в сфере борьбы с преступностью.

Российская столица заняла первое место по уровню развития виртуальных сервисов для взаимодействия власти с горожанами, а также в сфере анализа данных. Кроме того, можно отметить второе место российской столицы по инфраструктурной готовности и третье – по цифровой экономике. Вместе с тем Москва отстает по таким показателям, как «умное здравоохранение» (8-е место) и беспилотный транспорт (9-е место). Согласно данным исследования, 47% жителей российской столицы готовы к использованию инновационных технологий в повседневной жизни. Принявшие участие в опросе москвичи отмечали такие городские информсистемы, как Единая медицинская информационно-аналитическая система, «Московская электронная школа», городской Wi-Fi, «Узнай Москву», «Безопасный город», Интеллектуальная транспортная система и «Автокод». Комментируя полученные результаты, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев заявил, что «исследование PricewaterhouseCoopers – это очень ценный для нас материал, который поможет в том числе определить приоритеты и скорректировать дальнейшую стратегию развития Москвы как «умного города будущего». Будем надеяться, что российская столица продолжит политику широкого внедрения инноваций, а ее успехи станут примером для других городов нашей страны.


Назад в раздел
ОЭККростМосгазГеопроектизыскания
СоюзФУДШвабеКоминвест-АКМТ