НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Над Пекином сгущаются тучи. Китайская столица находится на грани экологической катастрофы


С конца прошлого века китайская экономика стабильно являлась одной из самых быстрорастущих в мире, что позволило КНР уже в 2011 году стать мировым лидером по объему промышленного производства, обогнав США. Однако основным энергоносителем Китая до сих пор остается уголь, что при бурном росте промышленности приводит к возникновению серьезных экологических проблем, особенно остро проявившихся в крупнейших мегаполисах, включая столицу страны Пекин. Нынешний уровень экономического развития и валютных резервов Китая вполне позволяет резко увеличить импорт газа и перевести на него значительную часть своих предприятий. Кардинальное увеличение доли газа в энергетическом балансе Китая возможно за счет поставок из нашей страны – принципиальное решение об этом было принято 20 мая в ходе визита Президента России Владимира Путина в КНР.

Проблемы, о которых невозможно молчать

Сделав ставку на быстрый экономический рост, китайское руководство долгое время замалчивало связанное с ним ухудшение экологической ситуации. Однако в последние годы ситуация в ряде крупных городов достигла опасной черты, а Пекин оказался на грани экологической катастрофы. Так, по данным ряда авторитетных международных исследований, столица Китая стабильно входит в число самых загрязненных городов мира. Уровень загрязнения воздуха в семь-восемь раз (а по некоторым показателям – в десятки раз) превышает допустимый уровень, установленный Всемирной организацией здравоохранения. Над городом висит ядовитый смог, вызывающий постоянный кашель с мокротой (который так и называют – «пекинский кашель») и различные аллергические реакции.

По данным китайских чиновников от здравоохранения, за последние 10 лет количество онкологических заболеваний в столице выросло на 60%, а рак легких стал самой распространенной причиной смертности пекинцев. В результате жители города все чаще появляются на улицах в масках, а некоторые предприниматели стали в буквальном смысле торговать воздухом: он продается в пластиковых банках по цене от 5 юаней (0,8 дол.) и выше.

Загрязнение воздуха – не единственная проблема китайской столицы. Не менее, а может быть, даже более остро стоит вопрос о дефиците воды. Так, по официальным данным за 2011 год, на каждого пекинца приходилось всего 119 куб. м воды в год, сейчас этот показатель, по данным СМИ, опустился ниже 100 куб. м, в то время как, по международным стандартам, воды должно быть не менее 1000 куб. м на человека в год, а показатель ниже 500 куб. м свидетельствует о серьезной нехватке.

Еще одна проблема связана с огромным количеством бытового мусора. При этом расширять мусороперерабатывающие предприятия проблематично, так как их работа является одной из причин загрязнения воздуха. В последние годы экологическая ситуация в мегаполисе стала негативно влиять и на экономику. Так, в периоды особенно сильного смога властям приходилось останавливать работу городских предприятий.

Иностранцы, в том числе необходимые КНР высококвалифицированные специалисты, все чаще отказываются ехать в Пекин, особенно если у них есть дети. Отметим, что не только экспаты, но и сами пекинцы не слишком доверяют официальной информации об экологической ситуации в городе. С 2009 года посольство США стало проводить свой мониторинг загрязнения воздуха и публиковать его в Твиттере. Китайские власти расценили это как вмешательство во внутренние дела КНР и выразили протест, однако посещаемость страницы с американскими данными среди пекинцев растет.

География, энергетика, миграция

Основными причинами сложившейся в Пекине неблагоприятной экологической ситуации являются географическое положение китайской столицы, чрезмерная численность ее населения и использование относительно дешевого, но экологически грязного топлива (уголь и низкокачественные нефтепродукты). Последняя причина напрямую связана с уровнем экономического развития страны: по мере его роста растет и использование более дорогих и экологически чистых энергоносителей, о чем еще будет сказано ниже. По официальной статистике, наибольший вклад в загрязнение пекинского воздуха вносят автомобили (22%), за ними идут уголь (16,7%), промышленность (16,3%), отходы инфраструктурных отраслей (16%). Почти четверть загрязнения поступает из близлежащих промышленных районов. Географическое положение города усугубляет проблему: Пекин расположен в низине, окруженной горами с севера, запада и северо-востока. В Средние века это было стратегически выгодно: горы прикрывали китайскую столицу от монгольских завоевателей, однако в наше время география города способствует накоплению вредных выбросов в атмосфере над ним.

Стоит подробнее остановиться на проблеме перенаселения. Количество жителей Пекина растет очень быстро: ежегодно население мегаполиса увеличивается более чем на 600 тыс. человек. При этом неуклонно снижается доля сельского населения (начиная с 2011 года – меньше 50%), увеличивается разрыв между уровнем жизни в столице и в бедных провинциях (особенно в сельских районах). Все эти факторы делают потенциал дальнейшего роста числа жителей Пекина практически неисчерпаемым.

По состоянию на конец 2012 года, численность населения Пекина составляла 20,7 млн человек, причем количество постоянных жителей столицы (то есть обладателей пекинской прописки) составляло около 13 млн, а 7,7 млн проживали по временным разрешениям. Помимо постоянных и временных жителей в китайской столице находятся свыше 10 млн трудовых мигрантов, не имеющих законного права на проживание в городе. Граждан этой категории называют словами «хэйжэнь» (буквально – «черные люди») и «миньгун» («рабочие из крестьян»). Они являются основным источником дешевой рабочей силы и главным рассадником преступности в китайской столице. Общее количество людей, более-менее постоянно живущих в городе, превышает 30 млн.

Более 60% пекинцев живут в центральных районах города, где численность населения достигла 7,8 тыс. человек на кв. км. Борьба с перенаселением Пекина – это в первую очередь борьба за ограничение миграции, как легальной, так и незаконной. Однако остановить миграцию не удается даже в условиях жесткой политической системы КНР.

Борьба с перенаселением

Меры, направленные на борьбу с надвигающейся экологической катастрофой, можно разделить на две группы: те, что призваны бороться с загрязнением воздуха, нехваткой воды и т. д., и меры, сдерживающие рост населения китайской столицы. Что касается последних, то их, в свою очередь, также можно разделить на две составляющих: ограничение рождаемости (политика общегосударственного уровня) и ограничение миграции (проводится властями Пекина и некоторых других мегаполисов). Китайская политика ограничения рождаемости «одна семья – один ребенок» широко известна и не актуальна для России, а также других европейских стран, где власти, напротив, стараются стимулировать рост рождаемости. Поэтому скажем о ней буквально пару слов.

Данная программа реализуется с 1979 года и обязывает граждан КНР иметь одного ребенка. Хотя политика носит общенациональный масштаб, ее детали могут меняться в зависимости от региона и отличаются для городских и сельских жителей. В частности, сельскому населению разрешен второй ребенок, если первый – девочка. Второй ребенок разрешается также в случае, если и отец и мать были единственными детьми своих родителей, если они относятся к национальным меньшинствам. В случае рождения «неразрешенного» ребенка семья обязана выплатить штраф, размер которого сильно зависит от региона. В случае невыплаты штрафа чиновники не регистрируют ребенка, не дают ему официально получать образование и создают семье много других проблем. Разумеется, многие китайцы используют целый ряд путей, чтобы обойти этот закон. Один из распространенных способов как раз связан с нелегальной миграцией: родители официально числятся в провинции, где у них зарегистрирован ребенок, затем переезжают в Пекин, где про ребенка не знают, а значит, могут рожать второго. Таким образом, мы видим, что общегосударственная политика ограничения рождаемости является одним из факторов, провоцирующих миграцию, ставшую главной причиной перенаселения Пекина.

Власти Пекина уже много лет проводят собственную городскую политику, ограничивающую прирост населения за счет миграции. Так, программа развития Пекина на 12-ю пятилетку (2011–2015 годы), принятая на городском собрании народных представителей, предусматривает целый комплекс мер по ограничению миграции. В первую очередь речь идет об ужесточении порядка выдачи пекинской прописки и о переселении жителей из наиболее густонаселенного центра на окраины города. Собственные планы сдерживания численности населения разработали и власти нескольких центральных районов Пекина.

Повышение экологических стандартов

Теперь перейдем к мерам, направленным непосредственно на улучшение экологии города. В начале 2000-х годов китайские власти начали выводить из столицы промышленные предприятия, к оставшимся в городе экологические требования были резко ужесточены. Так, в 2005–2010 годах из Пекина был выведен целый ряд сталелитейных заводов, которые расположились в радиусе 240 км от города.

Параллельно с этим требования к автомобильному топливу были повышены до уровня стандарта «Евро 5». Однако далеко не все автомобилисты подчиняются этим требованиям, как и не все пекинские предприятия выполняют предписанные им экологические стандарты, поэтому ситуация пока что не улучшилась. В последние годы городские власти ввели целый ряд запретительных мер для автолюбителей. Так, с 2011 года количество новых машин, которые могут быть проданы пекинцам, жестко регулируется и составляет примерно треть от потребности. Вопрос о том, кто из нескольких желающих может купить автомобиль, решается с помощью лотереи. Также в городе действует правило «один человек – одна машина», то есть если пекинец уже имеет одну машину, вторую ему не продадут. Иногородний житель столицы может купить автомобиль только при наличии официального разрешения на работу и не менее чем пятилетнего контракта с пекинским работодателем. Для въезда в Пекин машины из другого региона требуется специальное разрешение. Иногда используются и довольно экзотические меры. Так, в прошлом году при сильном смоге власти Пекина ввели правило: по четным числам ездят автомобили с четными номерами, а по нечетным – с нечетными. Таким образом, количество машин на дорогах сокращалось вдвое. Данная мера применялась и в 2008 году во время проведения Пекинской олимпиады.

Важнейшая для экологии задача – снизить долю угля в энергетике Китая, которая, по данным экспертов, сейчас составляет 70–80%. В 2008 году власти выделили 10 млрд юаней на реализацию программы замены угольного отопления на электрическое в 300 тыс. пекинских домов; при этом горожане получают субсидию на оплату более дорогого электрического отопления. К 2015 году планируется перевод на газ всех пекинских электростанций, работающих на угле.

В целях обеспечения жителей Пекина водой китайские власти реализуют широкомасштабные проекты поворотов рек и наполнения водохранилищ. Однако реализация этих проектов стоит дорого, а кроме того, ведет к пересыханию рек, к экологическим проблемам в провинциях. Есть и еще один аспект проблемы: реализация дорогостоящих экологических проектов требует дополнительного перераспределения бюджетных средств в пользу столицы, что, в свою очередь, стимулирует рост миграции из провинций в Пекин, а миграция, в свою очередь, ведет к росту населения и обострению экологической ситуации в мегаполисе. Таким образом, возникает замкнутый круг, и как выйти из него – пока не ясно.

Новые инициативы

Между тем все перечисленные меры пока не принесли должного эффекта, что подвигло китайские власти к обсуждению более радикальных действий. Так, в частности, предлагается давать официальное разрешение на проживание в городе только выпускникам университетов, причем по тем специальностям, которые нужны для развития столицы КНР. До 2020 года должны быть утилизированы 1,6 млн автомашин, не удовлетворяющих экостандартам, – это около трети городского автопарка. Для владельцев таких машин могут быть установлены высокие штрафы, в то время как сейчас стимулом для утилизации является только субсидия на нее.

Отметим, что помимо мер запретительного характера обсуждаются и вполне рыночные меры по созданию экономических стимулов для переориентации миграционных потоков. В частности, речь идет об ускорении экономического и инфраструктурного развития пригородов Пекина, которое могло бы частично разгрузить перенаселенную столицу. Так, в примыкающей к столице провинции Хэбэй строятся три новых города: Цзиндун, Цзиннань и Цзинбэй; в 2015 году численность населения этих городов должна достичь 1,5 млн, 1 млн и 300 тыс. человек соответственно. Обсуждается и более радикальное предложение: сделать «финансовой столицей» Китая город Синьян (провинция Хэнань), что позволило бы переориентировать туда часть миграционных потоков из Пекина.

Еще одна важнейшая задача, стоящая перед Китаем, – это повышение доли экологически чистого природного газа в энергопотреблении. Проблема в том, что даже при нынешней невысокой доле газа (сейчас она составляет около 6%) КНР не может обеспечить свои потребности за счет собственных газовых месторождений и около трети используемого газа импортирует из Туркмении, Катара и других стран. Однако нынешний уровень экономического развития и валютных резервов страны вполне позволяет резко увеличить импорт газа и, соответственно, перевести значительную часть своих предприятий (особенно в таких городах, как Пекин) на экологически чистое топливо. Кардинальное увеличение доли газа в энергетическом балансе Китая возможно за счет поставок из России. Историческое решение о начале таких поставок было принято в ходе визита Владимира Путина в КНР. По итогам саммита 21 мая российский «Газпром» и китайская компания CNPC подписали тридцатилетний контракт, предусматривающий поставки 38 млрд куб. м газа в год с возможностью роста до 60 млрд куб. м. Поставки начнутся в 2018 году, общая сумма контракта составляет 400 млрд дол.

Текст: Владимир Лагутин


ГлавУПДКМоскапстройКростКапитал
ПНСРоссийскийВК