НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Залог эффективности. Закупками должны заниматься полномочные и квалифицированные специалисты


Стремительное развитие и потребность постоянного совершенствования системы госзакупок, ее законодательной, организационной и технологической составляющих вышли на такой уровень, что для успешного функционирования системы стало насущно необходимо наличие большого числа квалифицированных и специально подготовленных кадров.

Проблемы подготовки, оформления, соответствия профессиональным стандартам, статуса сотрудников, занимающихся закупками, становятся все более и более значимы как с точки зрения самой возможности участия в госзакупках, так и эффективности такого участия. Наглядные примеры возникающих на этой почве вопросов и вариантов их решения представлены ниже.

Муниципальное автономное учреждение культуры работает по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В штатном расписании организации отсутствуют должности работников, соответствующие профессиональному стандарту «Специалист в сфере закупок». Предполагается, что работа специалиста в сфере закупок будет осуществляться делопроизводителем наряду с основной работой. Трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией по основной работе, отличаются от тех, которые он должен будет выполнять по должности, предусмотренной профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок». Обязательно ли переименовывать должность сотрудника в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», если человек занимает должность делопроизводителя, а также проходить обучение по повышению квалификации по Закону № 223-ФЗ? Достаточно ли про писать обязанности специалиста в должностной инструкции?


В соответствии с ч. 5 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов.

По мнению экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ, формулировка ч. 5 ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенных учреждением.

Надо полагать, государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в ч. 2 ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Законодательство в сфере закупок, в том числе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не предусматривает каких-либо компенсаций, льгот и ограничений для работников, в чьи трудовые функции входит обеспечение участия работодателя в закупочной деятельности. Таким образом, обязанность по переименованию должности делопроизводителя на должность специалиста в сфере закупок не установлена законом, а следовательно, решение о необходимости переименования должности работодатель принимает самостоятельно.

Следует отметить также, что с 01.07.2016 профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации в случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ). В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ в редакции того же федерального закона). В случаях, когда отсутствуют указанные обстоятельства, наименование должности работника, который выполняет трудовую функцию, описанную в профессиональном стандарте, может и не соответствовать наименованиям должностей, которые предусматриваются таким стандартом применительно к данной трудовой функции.

Так, требования к образованию работников, осуществляющих деятельность в сфере закупок, установлены в ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» таких требований не установлено. Поэтому напрашивается вывод, что в рассматриваемом случае, когда закупки осуществляются организацией работодателем в соответствии с Законом № 223-ФЗ, требования к наличию образования в сфере закупок к работникам не являются обязательными и после 01.07.2016.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения, в том числе и муниципальными учреждениями.

С другой стороны, при выполнении делопроизводителем обязанностей специалиста в сфере закупок наряду с основной работой в течение установленной продолжительности рабочего времени речь идет об оформлении совмещения профессий (должностей) в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ.

Исходя из смысла ст. 15, ст. 57 ТК РФ, если кем-либо из работников выполняются обязанности по определенной должности или профессии, это означает, что такая должность или профессия имеется у работодателя и должна быть предусмотрена штатным расписанием. Следовательно, должность специалиста в сфере закупок, по которой работник будет выполнять дополнительную работу в порядке совмещения, должна содержаться в штатном расписании. Если это условие не выполняется, то суд может констатировать отсутствие совмещения профессий (должностей).

В ситуации, когда стороны готовы пойти на увеличение круга обязанностей делопроизводителя, им следует внести изменения в те документы, которыми определяется трудовая функция работника (в трудовой договор, в должностную инструкцию), и дополнить их обязанностями специалиста в сфере закупок в порядке ст. 72 ТК РФ. В этом случае содержание штатного расписания и трудовой книжки работника корректироваться не должно. Соответственно, при отсутствии в штатном расписании работодателя отдельных должностей, предусмотренных профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок», выполнять такую работу могут только уже работающие на других должностях работники этого работодателя.

Итак, обязанности специалиста в сфере закупок достаточно прописать в должностной инструкции и (или) трудовом договоре делопроизводителя, если стороны согласны изменить условия трудового договора, касающиеся трудовой функции работника.

Надо уточнить, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (чч. 1 и 4 ст. 196 ТК РФ). Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч.2 ст. 196 ТК РФ).

В данном случае обучение по программам повышения квалификации для выполнения работы специалиста в сфере закупок Законом № 223-ФЗ не предусмотрено, поэтому работодатель должен самостоятельно определить, необходимо ли ему обучить своих работников. Таким образом, необходимость направления делопроизводителя на обучение по программам повышения квалификации для выполнения работы специалиста в сфере закупок работодатель определяет в соответствии с коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Муниципальное унитарное предприятие, работающее по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», находится сейчас в стадии банкротства. Назначен внешний управляющий, наделенный полномочиями подписывать все документы и договоры, а также назначен исполнительный директор, который осуществляет хозяйственную деятельность предприятия, но не наделен правом подписи документов. Он лишь согласовывает с внешним управляющим подписание того или иного документа. Может ли исполнительный директор быть членом (или председателем) закупочной комиссии по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не устанавливает порядок формирования заказчиком закупочной комиссии и состав ее членов. Такие вопросы могут быть урегулированы принятым заказчиком положением о закупке (чч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ) или иными внутренними документами заказчика. Причем, поскольку с даты введения внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (п. 1 ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), есть основания полагать, что внешний управляющий вправе принимать решения, связанные с формированием закупочной комиссии муниципального унитарного предприятия, определением состава ее членов, утверждением документов, регламентирующих порядок образования и деятельности такой комиссии, и т.д.

Из положений Закона № 127-ФЗ не вытекают какие-либо ограничения в отношении состава или полномочий закупочной комиссии после введения в отношении предприятия процедуры внешнего управления. Надо отметить, что закупочная комиссия не является органом управления предприятия (п. 5 ст. 113 ГК РФ, глава IV Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), поэтому на нее не распространяются последствия введения внешнего управления, предусмотренные ст. 94 Закона № 127-ФЗ.

Полномочия исполнительного директора унитарного предприятия по подписанию документов законодательно не определены, они могут устанавливаться в соответствии с трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ), а также локальными нормативными актами предприятия (должностной инструкцией, приказами и т.д.), в которые, судя по всему, при необходимости могут быть внесены изменения. Представляется также, что отсутствие у лица, занимающего определенную должность, права подписи документов при осуществлении им трудовой функции по этой должности само по себе не означает, что то же лицо не вправе подписывать необходимые документы в качестве члена закупочной комиссии при осуществлении такой комиссией своих функций. Нельзя не отметить также, что членство в закупочной комиссии, в том числе исполнение обязанностей ее председателя, не приводит автоматически к появлению у соответствующего работника (исполнительного директора) права совершать сделки и иные действия, связанные с управлением делами должника, а следовательно, к нарушению требований Закона № 127-ФЗ. Порядок взаимодействия между закупочной комиссией и внешним управляющим в связи с осуществлением закупок товаров, работ и услуг может быть определен внутренними документами предприятия.

Поэтому не видно правовых препятствий для возложения на исполнительного директора муниципального унитарного предприятия полномочий члена (в том числе председателя) комиссии, осуществляющей процедуры закупок таким предприятием товаров, работ и услуг. Соответствующие ограничения могут следовать лишь из документов самого предприятия (устава, положения о закупках и т.д.), например, если ими предусмотрено осуществление полномочий председателя закупочной комиссии иным должностным лицом (не исполнительным директором). Разумеется, при этом необходимо учитывать ограничения, возникающие в связи с введением в отношении должника внешнего управления, в частности, возможность совершения сделок от имени должника по результатам закупочных процедур только внешним управляющим.


Назад в раздел
ИНАГераКростМОЭК
ШвабеКоминвест-АКМТ