НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Северные ворота» ждет преображение. Московский «порт пяти морей» и одна из визитных карточек столицы – Северный речной вокзал – преобразится в полноценный вокзальный комплекс


Московский «порт пяти морей» и одна из визитных карточек столицы – Северный речной вокзал преобразится в полноценный вокзальный комплекс, при этом его исторический облик будет сохранен. Департамент Москвы по конкурентной политике объявил конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по сохранению и приспособлению этого объекта культурного наследия регионального значения. Заказчиком работ выступает ГКУ «Организатор перевозок».

Обеспечить неизменность облика и интерьера

Согласно техническому заданию, подрядчику предстоит выполнить комплексные научные исследования объекта для разработки проекта реставрации фасадов, а также интерьеров по сохранившимся фрагментам и архивным материалам. Кроме того, здание должно быть приспособлено для маломобильных групп населения. Выполнение научно-проектных работ включает в себя научно-исследовательские и инженерные изыскания, проект приспособления объекта к современному использованию, мероприятия по сохранению отдельных элементов здания от атмосферных влияний и т.д.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 90 млн руб. Сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием предусмотрена в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Заявки на участие в конкурсе можно подать до 12 января 2017 г. На разработку проекта победителю конкурса дадут максимум 330 дней.

От подрядчика требуется опыт исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В процессе выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, подрядчик обязан будет обеспечить неизменность облика и интерьера здания в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны объекта культурного наследия. За ходом реставрационных работ будет следить Департамент культурного наследия.

Вокзал станет современным


Северный речной вокзал находится на территории Северного административного округа Москвы по адресу Ленинградское шоссе, 51 и расположен на берегу Химкинского водохранилища. В столице всего два речных вокзала – Северный и Южный. При этом Южный загружен не так сильно, как Северный, от 16 причалов которого в сезон навигации с апреля по октябрь корабли уходят в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Уфу, Пермь и многие другие города. Отсюда же отчаливают и круизные речные трамваи. Это основные водные ворота в столицу, через которые в город только в 2016 г. прибыло около 110 тыс. человек и еще столько же отправилось в путешествие, пришвартовалось 88 круизных судов. Однако при такой большой загруженности вокзал недостаточно приспособлен для пассажиров. Здесь нет зала ожидания, справочной, кафе, отсутствует и другая инфраструктура.

Само уникальное здание Северного речного вокзала с 2010 г. было освобождено от арендаторов, обнесено забором и закрыто. Постепенно оно приходит в аварийное состояние. Постройка была рассчитана на наибольшие нагрузки в летнее время и характеризуется низким отношением отапливаемых площадей к общей площади. Поэтому значительная часть несущих конструкций уже более 70 лет находится в условиях интенсивного негативного воздействия окружающей среды – влаги и мороза. Капитальные ремонты в строении не проводились. Часть конструкций обветшала и пришла в негодное для эксплуатации состояние.

Не так давно Северный речной вокзал, являющийся собственностью Российской Федерации, перешел в пользование ГКУ г. Москвы «Организатор перевозок». Московские власти сразу же объявили конкурс по отбору подрядчика для создания проекта реставрации и приспособления вокзала под современное использование. Здесь будет создан полноценный вокзальный комплекс.

О необходимости возрождения речного вокзала еще в прошлом году говорил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он отметил, что реставрация вокзала особенно актуальна в рамках реализации проекта по развитию прибрежных территорий Москвы-реки, подразумевающего реконструкцию десятков километров набережных, строительство дополнительных мостов, а также развитие речного транспорта. Городские власти намерены помимо вокзала преобразить и прилегающий к нему живописный парк, которому планируется вернуть облик 30–50 х гг. прошлого века. Парк также имеет статус объекта культурного наследия.

Символ Москвы - порт пяти морей

Здание Северного речного вокзала возводилось с 1932 по 1937 гг. по проекту архитекторов А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского при участии скульптора И.С. Ефимова, художника Н.Я. Данько и др. и было построено одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища. Согласно архитектурному замыслу А.М. Рухлядева его форма напоминает огромный корабль. Общая длина причалов вокзала – около 1,5 км, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.

Наиболее характерные архитектурные элементы – высокий шпиль из нержавеющей стали и красной меди и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935–1937 гг. находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако на практике механизм использовали всего лишь несколько раз. Необычайную легкость массивному зданию в стиле сталинского ампира придают ряды тонких колонн.

Вход в здание украшен майоликовыми панно, на которых, в частности, изображена «Москва будущего» – показаны Дворец Советов и станция метро «Киевская». На одном из фарфоровых медальонов изображен неосуществленный проект Иофана – Дворец Советов, который планировали построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. На террасах установлены фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей столицы. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора Волоколамска.

Задумывался вокзал как символ Москвы – порта пяти морей. На фасаде сохранилась историческая надпись: «1933 Волга = Москва 1937», свидетельствующая о роли канала, который дал возможность судам выходить из столицы к морям через Волгу и Дон.

Речной вокзал – не только памятник сталинской архитектуры. Многие считают его самым романтическим местом Москвы. Здесь можно прогуляться вдоль линии причалов, подышать свежим воздухом реки и путешествий, а потом отправиться в рейс на речном трамвае. После реставрации уникальное здание в форме гигантского корабля – одна из визитных карточек столицы – покажет новые грани своей красоты. А пассажиры на водных прогулках от Северного речного вокзала увидят живописные берега самого красивого города в мире.


Назад в раздел
МОЭСККапиталИНАМоскапстрой
ПНСФондШкола