НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Показательные уравнения. К каким нарушениям чаще всего прибегают заказчики


IV международная конференция «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов», организованная Правительством Москвы при участии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», объединила около 1 тыс. участников из 16 российских регионов и девяти стран. Более 80 общественных и 500 коммерческих организаций посетили мастер-классы, лекции и круглые столы. Одна из главных обсуждаемых тем – эффективность госзакупок.

Отказаться от устаревших способов закупки


Заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян рассказал, что в рамках 44-ФЗ необходимо отказываться от устаревших способов закупок, таких как бумажные конкурсы, переводить закупки на электронные площадки, использовать такие механизмы, как анонимная подача заявок, чтобы исключить сговор. Что касается 223-ФЗ, то здесь нужно выполнять поручение Председателя Правительства – устанавливать закрытый перечень способов закупок. При этом у компании должно быть право выбирать тот или иной способ.

– Эти изменения сейчас рассматриваются в Госдуме. Мы надеемся, что в ближайшее время поправки будут приняты, – подчеркнул Рачик Петросян.

Он сообщил, что количество жалоб по 44-ФЗ в 2016 г. выросло почти на 40%. Это значительный рост. Нарушения, которые ФАС находит при рассмотрении жалоб, можно разделить на три вида. Первый – избыточные требования к описанию объектов закупки.

– Мы встречали закупки, когда от заявителя просили указать в заявке долю углерода в пластике блока питания принтера. Зачем это нужно? Понятно, что только для того, чтобы отклонить заявку, – рассказал Рачик Петросян.

Другой вид нарушения – такие способы закупок, когда заказчики устанавливают порядок оценки, который невозможно администрировать. Например, указывают: «Больше баллов по критерию получит тот, кто полнее опишет сопоставимый опыт».

– Что значит «полнее» и что такое «сопоставимость» – не раскрывают. Мы к таким порядкам оценки относимся критически и просим раскрывать, – подчеркнул Рачик Петросян.

Еще один вид нарушений – неправильный выбор способа закупки. К примеру, заказчик закупает поставку товара, который включен в аукционный перечень, но называет это услугой по поставке и переводит на конкурс. По словам Рачика Петросяна, такие случаи кладутся в основу предложений о совершенствовании законодательства. Среди основных недостатков сегодняшнего законодательства о закупках он назвал уход от конкурентных процедур через субсидирование через ГУПы, когда деньги выводятся через них, а суммы составляют примерно 2 трлн руб. в год, или около 40% от закупочного бюджета страны. Эта проблема решена поправками в законодательство – с 1 января 2017 г. ГУПы будут размещать свои заказы через 44-ФЗ.

Другая проблема – произвольное одностороннее расторжение контрактов.

– Заказчики во многих случаях, просто формально соблюдая процедуры, в одностороннем порядке расторгают контракты и потом заставляют предпринимателей долго судиться. И даже если предприниматель выигрывает, экономические потери сложно восполнимы, – объяснил Рачик Петросян.

По 223-ФЗ количество жалоб растет не так быстро – около 3 тыс. за год. Это количество осталось на уровне прошлого года.

По данным сайта http://zakupki.gov.ru, Минэкономразвития и Счетной палаты РФ, 95% способов закупок по 223-ФЗ – у единственного поставщика. Причем, по словам Рачика Петросяна, в 65% случаев заказчики применяют собственные способы закупки: «закупка на основе устойчивых хозяйственных связей», «иной не запрещенный законом способ закупки» или «наш любимый способ». Еще одна сторона 223-ФЗ – большое количество электронных площадок, примерно 170.

– По нашим данным, значительная часть – неконкурентные площадки, которые используют много лазеек, чтобы не допускать участников, создают сложности в аккредитации, в плате за участие в торгах. Поэтому мы считаем, что эту структуру нужно приводить к единому способу регулирования, – отметил Рачик Петросян.

Аудитор Счетной палаты РФ Максим Ротмистров подчеркнул, что в этом случае положительный результат даст совершенствование 223-ФЗ и приближение его к нормам 44-ФЗ. Он отметил, что для того, чтобы поставщику принять участие в торгах на какой-либо из 170 электронных площадок, необходимо аккредитоваться на трех как минимум, причем стоимость аккредитации – от 6 тыс. до 12 тыс. руб. При этом никакой гарантии выигрыша нет, потому что площадки «заточены на конкретного поставщика». Он назвал причины того, что количество жалоб по 223-ФЗ не увеличивается. Дело в том, что подать жалобу по 223-ФЗ имеет право только участник торгов.

Впрочем, по словам Рачика Петросяна, положительные примеры по 223-ФЗ тоже имеются. Лидеры – крупные компании – так или иначе совершенствуют свои способы закупок.

– Крупные компании уже установили у себя закрытый перечень способов закупок. При переходе на понятные способы закупок у них повышается количество участников и улучшается конкурентная ситуация, – отметил Рачик Петросян. Он напомнил, что Правительство Москвы стало первым субъектом, который для всех госкомпаний установил закрытый перечень способов закупок и жесткие правила. Столичное Правительство настолько принципиально относится к правам предпринимателей и законности проведения процедур, что запретило возможность заключения контрактов, пока у предпринимателей имеются претензии к закупке. Установлен нормативный 10-дневный мораторий на подписание договора по результатам торгов. Сейчас эта практика получила широкое распространение.

Рачик Петросян рассказал о планах, которые предстоит реализовать. Будут приняты поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые должны заставить всех заказчиков использовать закрытый перечень способов проведения электронных аукционов, установить прозрачные требования к поставщикам. Необходимо развивать электронные системы, создать каталог товаров, работ, услуг, который систематизирует закупки, позволит проводить сравнительный анализ по параметрам закупки, техническим характеристикам, ценам. В проекте Минэкономразвития такой каталог основан на уже внедренном каталоге Правительства Москвы.

Необходима мотивационная модель


Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров напомнил о внедрении новой системы контрольно-кассовой техники (ККТ), которая будет предоставлять данные обо всех видах товаров.

– Должно быть глобальное понимание стратегии, куда мы идем. Государство пытается это сделать. Стоит глобальный вопрос о стандартизации, создании каталогов товаров, работ и услуг, – напомнил Даниил Егоров.

Он подчеркнул, что применять только запреты неэффективно, необходимо создать мотивационную модель. Причем более эффективные модели базируются не на контроле итогового результата, а на контроле того, как внутри компании внедрен процесс самостоятельного обслуживания тех или иных процедур, каков уровень стандартизации процесса закупок, управления данными, рисками.

– Для этого компаниям необходимо давать как можно больше данных, чтобы они могли эти уровни нарабатывать, – отметил Даниил Егоров.

Он предложил альтернативный взгляд на ситуацию с жалобами.

– Обычно мы исходим из парадигмы, что количество жалоб нужно уменьшать. Мы себя оцениваем с той точки зрения, насколько у нас стало меньше жалоб. Но когда мы говорим об обработке информации, об обогащении данных, трудно не признать, что жалобы – серьезный источник данных для улучшения процессов. Когда мы, с одной стороны, создаем мотивы, чтобы жалобы сокращались, органы будут пытаться любыми способами ограничить поток и обработку данных, если поставить неправильную мотивационную модель. Мы пытаемся оценивать жалобы не по принципу – сколько их, а сколько полезных знаний смогли вытянуть органы, чтобы видоизмениться. Это могло бы быть следующим этапом более качественной обработки информации, – сказал Даниил Егоров.

Невысокая эффективность


Аудитор Счетной палаты РФ Максим Ротмистров представил результаты мониторинга и анализа эффективности госзакупок.

– Федеральная контрактная система 44-ФЗ – лучшая в мире на сегодняшний день. Это не только наши выводы. Процесс планирования – самая открытая в мире процедура. Экспертиза охватывает весь цикл государственных закупок, развивается и каждый год дает положительную динамику, – сказал он.

Максим Ротмистров отметил равномерное распределение закупок в течение всего года. Он напомнил, что, когда закупки регулировались 94-ФЗ, большая часть из них совершалась за полтора месяца перед Новым годом, когда надо было «быстро освоить деньги», что сказывалось на качестве выполнения работ и повышало коррупционные риски. По итогам 9 месяцев 2016 г. количество объявленных по 44-ФЗ процедур составило 2,2 млн. руб. В суммарном выражении объем превысил 4,3 трлн руб. 1,2 млрд руб. составили закупки у МСП и СОНО. Это более чем на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Продолжается формирование нормативной базы. С момента принятия 44-ФЗ в него внесено 30 изменений, принято 160 нормативно-правовых актов, из них пока действуют 107. Аудитор Счетной палаты отметил, что «бесконечным улучшением можно нанести только вред. Нужно остановиться на действительно необходимых нормативно-правовых актах либо внести правила, что срок вступления в силу – начало следующего года».

Максим Ротмистров подчеркнул, что по 223-ФЗ «картина не такая хорошая». Проблемы остаются прежними – отсутствие перечня оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок, большое число операторов электронных площадок.

– От ведомства к ведомству одни и те же нормы варьируются от 6 до 170 раз. Например, цена на ноутбук для руководителя в разных учреждениях «прыгает» от 10 до 350 тыс. рублей, – подчеркнул Максим Ротмистров. Если общий объем закупок по 44-ФЗ составляет около 6 трлн руб., то общий объем закупок по 223-ФЗ – более 24 трлн руб. Это в разы больше.

– Эффективность 223-ФЗ пока невысока. Есть определенные успехи, но это исключительно заслуга отдельных личностей. Чем нормы корпорации ближе к 44-ФЗ, тем выше эффективность ее работы, – подчеркнул аудитор Счетной палаты. В 2016 г. снизилась доля закупок госкомпаний у единственного поставщика – до 41,5% от общего числа закупок (51,1% годом ранее). На самом деле закупки у единственного поставщика остались приблизительно в том же объеме – они перешли в раздел прочих видов закупок, которые в контрольных органах учитываются как неконкурентный вид закупок.

В рамках 44-ФЗ в среднем по стране поступают три заявки на лот. По 223-ФЗ количество заявок не дотягивает до двух.

– С повышением уровня доверия к федеральной контрактной системе это количество будет повышаться, – уверен аудитор Счетной палаты.

Относительная экономия закупок по 44-ФЗ за 9 месяцев текущего года составила 9,2%, или 265 млрд руб. Относительная экономия по закупкам госкомпаний (223-ФЗ) составила 1,8%, или 258 млрд руб. Сэкономленные суммы близки, но объемы закупок, по результатам которых была получена экономия, несопоставимы.

– Совершенствование 223-ФЗ и его приближение к нормам 44-ФЗ даст положительный результат, – отметил Максим Ротмистров.

«Отлично» от всемирного банка

Руководитель проекта «Сравнение систем государственных закупок» Всемирного банка Федерика Салиола сообщила, что Всемирный банк высоко оценил российские показатели в сфере закупок в 2016 г. Данные для исследования собирались с марта по июнь 2016 г. Исследование Всемирного банка охватило 180 экономик в семи регионах мира. Россия стала единственным участником, чей механизм оценки потребностей и подготовки заявок получил наивысшие 100 баллов. Лидером среди 180 стран Россия стала в таких категориях, как подача тендерных предложений и управление закупочным процессом – 78 и 82, соответственно, из 100. Этот показатель выше, чем в среднем по семи исследуемым регионам.

Процесс вскрытия заявок, их оценки и определения победителя оценен Всемирным банком в 64 пункта. Это соответствует среднему уровню для региона «Восточная Европа и Средняя Азия» в котором находится Россия по определению Всемирного банка, и это выше, чем уровень для развитых стран ОСРР. На этом же уровне – Великобритания, Австралия, Нидерланды и Румыния.

Федерика Салиола особо отметила возможности подачи заявки на участие на сайте ЕИС в сфере закупок онлайн, подписки на закупки.

– Исследуя возможности, которые предоставляет для поставщика российская ЕИС, мы видим присутствие передовых, инновационных практик. В том числе это и возможность подписки на закупки в интересном для предпринимателя сегменте, – сказала эксперт.

Выявляя лучшие практики и анализируя проблемные области, исследование Всемирного банка стремится представить для каждого участника потенциал для роста, отметила Федерика Салиола. Принципы транспарентности и равного доступа к торгам должны лежать в основе каждой сделки, подчеркнула эксперт.

– Надеемся, что исследование станет драйвером для дальнейших качественных изменений российской закупочной системы, а также поможет выявить точки роста для бизнес-сектора – поставщиков. Таким образом, заказчик получит в итоге лучшее соотношение качества и цены поставляемых городу товаров и услуг, – сказала Федерика Салиола.


Назад в раздел
ОЭКМОЭКТеплоцентрстройМоскапстрой
ШколаПНСЛокоБанк